Почему плавают обороты двигателя на холостом ходу? Причины и 8 возможных решений


Ситуация с плавающими оборотами (скачками) связана с неполадками системы автоматического питания. Возникает таковое на двигателях, оснащённых электронным впрыском горючего. Как правило, причиной тому служат излишний воздух, попадающий в камеру сгорания.

Электроника (компьютер) не успевает рассчитать пропорцию топливной смеси, поступающей под поршень. Более того электроника может терять контроль над датчиками дроссельной заслонки и температуры. Это изменяет обороты в диапазоне 800÷1500 всего 3 секунды, но достаточного исказить стабильные холостые обороты.

Плавающие обороты дизеля зачастую выявляют закручиванием винта регулировки с перекрытием отверстия доступа воздуха.

Метод способствует стабильным холостым оборотам. Иначе возникает необходимость в проверенном способе перекрытия резиновых трубок круглогубцами.

Описание проблемы

Неисправность проявляется в дерганье и плавание оборотов двигателя, когда стрелка тахометра может скакать от 500 об/мин до 1500 об/мин и даже выше. При нормальной работе движка стрелка сначала взлетает до уровня в 2000–2500 об/мин в режиме прогрева, а затем должна держаться на уровне 700–900 об/мин. При отсутствии на приборной панели тахометра определить плавающие обороты можно по звуку силового агрегата (рев мотора то возрастает, то снижается), а также по вибрациям, проникающим в салон.

Как правило, после прогрева двигателя проблема исчезает. Однако при следующем холодном пуске происходит ровно та же картина: обороты силового агрегата вновь скачут в широком диапазоне. И если первый раз еще можно списать на случайность, то второй и последующие случаи — повод для обращения в ремонт или к самостоятельному исправлению проблемы.

Нестабильность оборотов на промежуточных режимах

У дизельных силовых агрегатов плавающие обороты на рабочих режимах чаще всего появляются из-за образования коррозии на плунжерах топливного насоса высокого давления. Ржавчина на этих деталях появляется ввиду наличия в топливе воды. Из-за этого же обороты дизельного двигателя плавают и на холостом ходу.

Последствиями этих рассмотренных причин становятся:

  • Высокий расход топлива.
  • Выхлоп во внешнюю среду большого количества угарного газа.
  • Износ деталей топливной системы, и подачи воздуха в мотор.

Чтобы предотвратить такие последствия, необходимо регулярно проверять функционирование рассмотренных датчиков и систем. Если неисправность все-таки произошла, то следует сразу принимать меры к ремонту.

Рассмотренные причины плавающих оборотов мотора являются только основными, и существует еще много других причин. Они помогут понять работу автомобиля, и не допустить лишних трат денег на автомастерские. Не ориентируясь в особенностях работы силового агрегата, мы можем подвергнуться мошенническим действиям со стороны мастеров по ремонту автомобилей. Часто дешевый ремонт превращается в большие финансовые затраты, которых можно было не совершать. Следует изучить более подробно устройство и работу своей машины, и она ответит вам длительным сроком службы.

Режим холостого хода двигателя

Какие обороты двигателя должны быть на холостом ходу (ХХ)? Средние показатели для большинства автомобилей находятся в диапазоне — 700 — 900 об/мин. В режиме холостого хода ДВС не испытывает существенных нагрузок, а расход топлива — минимальный.

При настроенном ХХ — двигатель получает минимальные нагрузки, а топливо израсходуется экономно.

Отрегулированный холостой ход необходим: при прогреве двигателя, простое в пробках на нейтральной передаче и работе печки отопления без передвижения транспортного средства.

Принудительное повышение оборотов, при запуске холодного двигателя даёт свой плюс — смазка ДВС приобретает необходимую текучесть при быстром нагреве. При поломке регулятора ХХ можно воспользоваться педалью газа, но лучше пройти комплексную диагностику и устранить причину плавания оборотов на холостом ходу.

Возникают ситуации, когда двигатель попросту нельзя глушить из-за поломки стартёра, генератора или при севшем аккумуляторе.

При движении по трассе прыгание оборотов незаметно, а в городском режиме доставляет немало забот и лишних нервов.

Признаки нестабильного режима холостого хода

Причина неисправности может быть и в автомобильном командном центре — электронном блоке управления (ЭБУ). В ЭБУ передаются данные с разных датчиков. Если данные с какого-либо датчика не подаются или подаются неправильно, компьютер неправильно настраивает дозу топлива, из-за чего и плавают обороты.

Рекомендуем: Назначение и 4 типа устройства главной передачи в автомобиле: 9 требований к работе ГП

Поэтому при плавающих оборотах ХХ, надо проверить следующее:

  • датчик холостого хода;
  • расход топлива и воздуха;
  • рециркуляционный клапан отработанных газов;
  • дроссельную заслонку, вовремя ли она откликается.

Недавно опубликовал материал о датчике положения дроссельной заслонки. Прочтите, может пригодиться.

Если все электронные датчики в порядке, надо проверить детали и узлы на механические повреждения.

Если жиклер забит, то смесь будет подаваться богатая в камеры сгорания цилиндров, отсюда и будут очень малые обороты двигателя.

Очистка или замена свечей зажигания. Ресурс их от 50 до 100 тысяч километров пробега.

Если изоляция магнитного клапана стерлась или выгорела, надо первым делать доехать до автосервиса и устранить поломку.

Сейчас мало машин с карбюраторными двигателями, но, если у вас карбюраторный мотор, то надо проверить расположение поплавков и отрегулировать уровень топлива. Если на двигателе есть потека моторного масла, значит прогорела прокладка или не должным моментом сил была затянута головка блока цилиндров (ГБЦ).

После чистки дроссельной заслонки плавают обороты

Итак, казалось бы, вся процедура окончена. Заслонка была прочищена очистителем, воздушный фильтр заменен на новый, датчики обратно подключены, то есть все собрано и затянуто. Теперь можно переходить к запуску двигателя. Если мотор заводится после чистки дроссельной заслонки и дальше нормально работает, тогда процедуру можно считать успешной.

Следует добавить, что так бывает не всегда. Многие сталкиваются с тем, что после чистки дроссельной заслонки высокие обороты двигателя держатся постоянно и не падают. Также многие водители замечают, что после чистки дроссельной заслонки увеличился расход топлива. Вероятной причиной может быть ошибка в подключении какого-либо датчика при обратной сборке, но это случается редко.

Чаще всего после очистки дроссель нужно также дополнительно калибровать и настраивать, о чем знают не все или делают это неправильно. Другими словами, большие обороты ХХ после чистки дроссельной заслонки являются наглядным примером и одновременно ответом на распространенный вопрос, нужно ли обучать дроссельную заслонку после чистки данного узла. Давайте разбираться.

Рекомендуем: Датчик скорости УАЗ Патриот: назначение, расположение, устройство

Начнем с того, что чистую дроссельную заслонку в ряде случаев действительно нужно адаптировать (обучать). Обычно адаптация заслонки дросселя чаще необходима тогда, когда перед этим производилась чистка электронной дроссельной заслонки. С механической заслонкой проблем меньше, но они тоже имеются. В системах с электронным дросселем ЭБУ самостоятельно выставляет положение заслонки, в механических системах происходит выставление регулятора холостого хода. Если проще, после снятия слоя грязи положение очищенной заслонки меняется, но ЭБУ об этом не знает и продолжает подавать топливо в соответствии с предыдущими параметрами до чистки. Для решения задачи необходимо выставить обороты ХХ при помощи диагностического оборудования, так как имеется возможность сбросить предыдущие параметры.

Также можно попробовать обучить дроссель вручную. Простейшим способом обучения без диагностического оборудования или сканера для адаптации является откручивание минусовой клеммы с АКБ от нескольких секунд до 10 минут (в зависимости от марки и модели авто). Это позволяет сбросить настройки, то есть выполняется сброс имеющейся адаптации и возврат к заводским настройкам. После подсоединения клеммы к аккумулятору и повторного запуска ДВС холостые обороты должны стабилизироваться.

Отметим, что подобный способ работает на ограниченном числе автомобилей. В подобном случае можно воспользоваться еще одной возможностью обучить дроссельный узел без компьютера. Данный способ подходит для целого ряда ТС различных производителей. Рассмотрим такую адаптацию на примере японского авто марки Ниссан.

  • Сначала мотор нужно прогреть до рабочей температуры, после чего следует заглушить двигатель.
  • Далее понадобится выждать 5-10 секунд, затем включить зажигания на 3 секунды.
  • Теперь на педаль газа нужно нажать до упора и сразу отпустить. Это делается 5 раз, нужно успеть за 5 секунд (одно нажатие в секунду). Интервал следует засекать по секундомеру, чтобы не сбиваться.
  • После последнего нажатия следует подождать 7 сек., после чего педаль газа снова нажимается «в пол» и удерживается в таком положении до того момента, пока на приборной панели не начнет моргать «чек», а далее эта лампочка загорится постоянно.
  • После момента, кода check стал постоянно гореть, нужно выждать еще 3 секунды. Теперь педаль газа можно отпускать.
  • Далее двигатель нужно завести, холостые обороты должны прийти в норму.

Добавим, что во время проведения такой адаптации дроссельной заслонки важно точно выдерживать время на каждом этапе, а также укладываться во все временные отрезки. В этом случае можно говорить об успешном проведении обучения. Также рекомендуется уточнить особенности и возможность ручной адаптации для конкретной модели авто.

Причины

Неустойчивые обороты двигателя на холостом режиме.

Возможными мотивами неустойчивых оборотов холостого режима являются:

  1. Воздух в системе.
  2. Низкие обороты стартера, качество топлива, компрессия.
  3. Неисправность ТНВД, отсутствие или недостаточная подача горючего. Возможно, сбита равномерность подачи смеси под поршень.
  4. Изменение момента впрыска, степени сжатия горючего.

Каждая из причин основывается на многообразии доводов, признаков.

Воздух в системе

Наличие воздуха, при котором:

  • Забивается фильтрующий элемент тонкой очистки или насос подсасывает воздух из трещин, отверстий, неплотных соединений, других дефектов.

    Одной из причин подсоса воздуха является забитый фильтрующий элемент топлива.

Причина — износ сальника вала насоса, через который просачивается воздух.

  • Попадание его при высокой производительности ТНВД, когда фильтр не справляется со своими функциями (фильтрацией). То есть возникает воздушное разряжение.
  • Слабая плотность соединений труб, расположенных до и после топливного насоса.
  • Загрязнение системы вентиляции бака.

Видео о решение проблемы подсоса воздуха дизель SsangYong Kyron 2.0 XDI

Низкие обороты стартера, качество топлива, компрессия

Пониженные пусковые обороты

  • Неисправность стартера (якорь, втулка), минимальные обороты вала.

    3 основных узла наиболее часто выходящие из строя: 1 — щеточный узел; 2 — тяговое реле; 3 — коллектор якоря.

  • Сульфатация (окисление) клемм аккумулятора, которые окисляют силовые провода, становясь причиной не плотности соединения «массы» с корпусом. Неплотный контакт часто становится поводом нагрева проводов.

    Причина сульфатации клемм аккумулятора — плохой контакт.

  • Возможность туго собранного двигателя, торможения генератора, помпы через ременную передачу.
  • Используемая смазка (густая).
  • Разряжение аккумуляторной батареи, вследствие изложенных выше пунктов.

Качество топлива

Низкое качество солярки обязательно выводит двигатель из строя. Дефекты работы начинаются с напорных клапанов. Бедная смесь, попадая под поршень, сгорает частично. Часть её проникает под плунжер. Ситуация ухудшается тем, что смесь на больших оборотах образуется плохо.

Факт засорения фильтров, низкое качество работы форсунок и цетановое число доводят мотор, мягко говоря, до полного технического изнеможения.

Компрессия

  • Вызывается засорением воздушного фильтра, дефектом прокладки головки блока (пробиты или имеют нестандартную толщину), износом стенок цилиндра.

    Падение компрессии может быть спровоцировано пробитой прокладкой ГБЦ.

  • Подгорание клапанов, заклинивание стержня, ослабление седла по месту.

    Компрессия падает из-за прогорания клапанов.

  • Поломка поршневого кольца, замки их установлены в одной плоскости.
  • Нарушение установки распределительного вала по меткам, изношенность тыльной поверхности кулачка, дефектный вал.

    Износ кулачка распределительного вала.

Неисправность ТНВД, отсутствие или недостаточная подача горючего

  1. Поводом служит низкое цетановое число топлива, которое способствует увеличению скорости горения (период индукции), с последующим ухудшением запуска дизельного мотора.
  2. Признаки вязкости, плотности солярки, приводит к некачественному распылению, ухудшению образования смеси. Одновременно искажается длина факела, происходит неполное сгорание горючего. Образуется нагар, появляется дым из глушителя и, как следствие, снижение экономичной работы авто.
  3. Наличие воды в топливе.

Причина недостатка или неполной подачи смеси

  1. Неисправность форсунок, слабое крепление, износ плунжеров, неполадки регулятора снижения пропускной способности через распылители относятся к серьёзным проблемам, вызывающим плавающий режим холостого хода.

    Неисправные форсунки провоцируют плавающие обороты.

  2. Подсос воздуха, наличие его в системе питания, грязный топливный фильтр, нарушение вентиляции блока двигателя.
  3. Неправильная регулировка частоты оборотов коленчатого вала, привода акселератора ТНВД. Появление воздушного разряжения, нарушение вентиляции блока.

Изменение момента впрыска, степени сжатия горючего

Момент впрыска, степень сжатия

  1. Связано с наличием воздуха в системе, что приводит к задержке впрыска.
  2. Причиной служит также давление впрыска, вызывающее раннюю или позднюю подачу горючего. Ситуация влияет на остаточное давление в топливном насосе. На период впрыска существенно действует нарушенное сечение форсунок, потеря гидравлической плотности с поздним впрыском, также неполадки элемента опережения подачи топлива.
  3. Банальным признаком является монтаж ТНВД на двигатель, ослабление натяжения приводного ремня насоса, износ кулачкового вала.

    Момент впрыска топлива может меняться из-за натяжения ремня ТНВД.

Рекомендуем: Возможные неисправности системы охлаждения двигателя

Видео как выставить зажигание на дизеле (момент впрыска)

Простые, на первый взгляд, нарушения

  1. Использование низкокачественной прокладки, а чаще укладка сразу двух.
  2. Проворачивание вкладыша шатуна, что приводит к появлению стука в картере мотора, быстрому выходу из строя коленчатого вала, цилиндр – поршневой группы.

    Провернутый вкладыш шатуна.

  3. Использование дефектных шатунов порой деформированного, поршней неизвестного происхождения.
  4. Плоскость головки и блока цилиндров отшлифованы сверх требуемой нормы.

Степень сжатия

Расчет степени сжатия и объема камеры сгорания.

Измеряется соотношением объёма цилиндра, когда поршень находится в НМТ к объёму камеры сгорания, то есть нахождении поршня в ВМТ. Определяется, например, для дизельного двигателя, как 18÷22 к 1. Такая величина свидетельствует об эффективной работе мотора, поскольку происходит полное сгорание смеси, большому давлению и сжатию. Это экономичный расход солярки вкупе с увеличением мощности. Последний показатель достигается уменьшением объёма камеры сгорания.

Получить оное можно расточкой блока цилиндров. То есть, увеличение степени сжатия уменьшает объём сгорания топлива.

Видео о причинах плавающих оборотов

Возможные причины неисправности

Плавающие обороты двигателя на холостом ходу почти всегда вызваны нарушением состава топливной смеси или излишним подсосом воздуха в движок. Сложность данной проблем заключается в том, что к этому может приводить широкий диапазон неисправностей в системе подачи топлива.

В карбюраторных авто

Большинство проблем с плавающими оборотами движка с карбюраторным впрыском топливной смеси связаны с непосредственно самим устройством (карбюратором). Как правило, скачки оборотов мотора связаны с обеднением поступающей топливной смеси, вызванной:

  • неправильной регулировкой холостого хода «умельцами» или его сбоем в результате эксплуатации;
  • загрязнением жиклеров, топливных и воздушных каналов холостого хода;
  • поломкой электромагнитного клапана устройства;
  • засасыванием лишнего воздуха и последующим обеднением топливной смеси.;
  • неправильным уровнем топлива в поплавковой камере карбюратора (повышенным или пониженным);
  • поломкой дроссельной заслонки или масляным налетом, не позволяющим заслонке корректно открываться и закрываться;

В результате этих неисправностей системы подачи топлива движок начинает троить на холостых оборотах.

В инжекторных автомобилях

В автомобилях с принудительной подачей топлива большинство причин троения движка часто связано с неисправностью электроники. Работа электронного блока управления (ЭБУ), отвечающего за впрыск топлива, основана на получаемых данных, которые передаются датчиками. Скачки оборотов двигателя происходят из-за того, что из-за неверных данных, переданных датчиком массового расхода воздуха (ДМРВ), в инжекторные клапаны поступает больше воздуха, чем необходимо. Из-за лишнего воздуха в цилиндрах мотора ЭБУ «подает» команду клапанам инжектора приоткрыться для подачи топлива. В результате его сгорания и происходит скачок оборотов движка. После того, как топливо сгорает, обороты движка вновь падают.

Также причинами скачков оборотов на инжекторных моделях могут быть:

  • износ и засоренность свечей зажигания;
  • повреждение высоковольтных проводов, вызывающее некорректную работу всей электроники авто;
  • поломка регулятора холостого хода (РХХ);
  • неисправность системы рециркуляции отработавших газов EGR;
  • засоренность клапана вентиляции масляного картера.

В дизельных автомобилях

В автомобилях с дизельным мотором причины скачков оборотов двигателя могут быть такие же, как и на бензиновом агрегате. Однако еще одном причиной может быть выход из строя топливного насоса высокого давления (ТНВД). Коррозия или механические повреждения подвижных лопастей ТНВД приводят к плавающим оборотам движка, причем как на холостом ходу, так и во время движения на низких оборотах двигателя.

Когда необходим сброс адаптаций?

Вот что гласит официальное руководство Шевроле:

— Замена на новый контроллер ЭСУД

— Замена нового корпуса дроссельной заслонки (MTIA, ETC)

— Замена на новый клапан РХХ

— Очистка корпуса дроссельной заслонки от нагара

Я бы ещё добавил такой пункт:

  • Ошибки и сбои в процессе работы ДПДЗ и РХХ. Немного остановлюсь на этом моменте.

Дело в том, что существует некая зависимость между положением ДЗ и положением РХХ. То есть, если положение ДЗ = 2,5%, то положение РХХ примерно будет равно 20-25 Шагам.

Но периодически обращаются люди с нестабильными оборотами холостого хода и при диагностике можно увидеть картину, когда положение ДЗ = 0, а шаги РХХ = 40! В этой проблеме помогает именно сброс адаптаций, хотя владелец авто до этого не проводил никаких манипуляций с дроссельным узлом.

Это следствие каких-то кратковременных сбоев в системе. Вот один из примеров на нашем форуме, когда манипуляции с клапаном вентиляции картера привели к похожему сбою. Поэтому данный пункт также имейте ввиду.

Также такое явление встречается из-за неправильной регулировки троса педали акселератора.

Ну а теперь рассмотрим, собственно, сам процесс сброса адаптаций и почему он необходим после чистки дроссельной заслонки.

Нормальное положение ДЗ на холостом ходу прогретого двигателя без нагрузки составляет 2 — 3,5%.

Она открыта ровно на столько, сколько необходимо для прохождения нужной массы воздуха, чтобы обеспечить заданные обороты холостого хода.

Со временем заслонка и корпус дроссельного узла обрастают грязью, уменьшая зазор для прохождения воздуха.

Чтобы поддерживать заданные обороты, ЭБУ вынужден постепенно всё больше приоткрывать регулятор холостого хода. Со временем эти значения вырастают до 50-60 шагов РХХ или 5-7% положения ДЗ.

Это означает, что пора почистить дроссельный узел.

Мы его благополучно чистим и потом запускаем двигатель. И тут начинаются проблемы, ведь ЭБУ помнит значения 7% положения ДЗ для этого режима работы, но обороты теперь значительно выросли, ведь теперь нет преграды на пути у поступающего воздуха (обороты начинают зависать на высоких значениях). ЭБУ не может понять, что происходит и начинает пытаться их отрегулировать (обороты начинают плавать).

Вот на этом этапе и необходимо наше вмешательство. Нам нужно вернуть ЭБУ снова на заводские значения, снова выставить его на стартовую позицию, чтобы он начал снова адаптироваться.

Это можно сравнить с обычным 10-литровым ведром. Допустим, мы его полностью наполнили, влив туда 10 литров пива. Чтобы ещё в него влить 10 литров — нам необходимо сначала вылить уже имеющиеся в нём.

Так и в случае с ЭБУ. Мы стираем адаптивную память, чтобы блок начал обучаться и адаптироваться заново.

Как стабилизировать плавающие обороты

  1. Проникновение постороннего воздуха в двигатель. Необходимо проверить герметичность каналов воздушной системы с впускным коллектором. Для таких целей необходимо демонтировать отдельно каждый шланг и прокачивать его насосом или компрессором, но можно попробовать распылить на шланги жидкость -40, где она быстро будет испаряться, там скорее всего трещина в шланге. В такой ситуации лучше заменить поврежденный шланг новым, а не заматывать его изолентой.
  2. Замена РХХ. Состояние этого устройства проверяется обычным мультиметром, которым нужно проверить его сопротивление. При показаниях сопротивления в интервале 40-80 Ом, регулятор неисправен и такое устройство требует немедленной замены.
  3. Очистка клапана и элементов системы вентиляции двигателя. В этом случае придется разобрать масляный картер, и добраться до клапана вентиляции. Его следует вытащить и промыть в средстве для очистки элементов мотора от масляной пленки. Можно воспользоваться обычным керосином. Далее следует хорошо просушить клапан, а затем поставить его на свое место.
  4. Замена ДМРВ. Это наиболее деликатная деталь, и чаще всего не подлежит ремонту. Поэтому, если причиной стал именно датчик расхода воздуха, то его целесообразно заменить. Из практики известно, что отремонтировать термоанемометр не удается даже профессионалам.
  5. Промывка заслонки дросселя с дальнейшей ее установкой в правильную позицию. Имеется два метода очищения заслонки дросселя от масляных загрязнений: без снятия ее с машины, а также со снятием заслонки. При снятии заслонки с автомобиля необходимо отсоединить все провода и шланги от заслонки, ослабить ее фиксацию и вытащить. Далее поместить в емкость и залить очищающим аэрозолем. Если масляные загрязнения на поверхности дроссельной заслонки уже застаревшие, то можно очистить их щеткой. Далее поверхности заслонки просушить ветошью и поставить на свое место, подключив все провода и шланги. Если заслонку не снимать с автомобиля, то ее промывка осуществляется на горячем силовом агрегате аналогичным аэрозолем. Перед распылением очищающего средства следует отключить от питания дроссельную заслонку. Сначала необходимо залить средство внутрь дроссельной заслонки, подождать несколько минут и запустить двигатель. При функционирующем силовом агрегате продолжить очистку заслонки этим же средством. Если при такой чистке от заслонки будет исходить белый дым, то это нормальное явление, так как таким способом очищаются масляные загрязнения. В конце работы следует подключить провода и на компьютере откорректировать порядок работы дроссельной заслонки, установив необходимый зазор открытия.
  6. Настройка холостого хода. Такую процедуру можно осуществить с помощью обычной отвертки, настраивая винты качества топливной смеси и количества оборотов мотора.
  7. Замена электромагнитного клапана. Во время неисправности клапана холостого хода карбюратора мотор может работать только при вытаскивании рукоятки подсоса. Поэтому, чтобы предотвратить перепады холостых оборотов, целесообразно заменить клапан на заведомо исправный или новый.
  8. Очистка жиклера системы холостого хода. Еще в старые времена чистка жиклера от налета масляных загрязнений считалась очень трудоемким делом. В настоящее время нет необходимости демонтажа жиклера с карбюратора. Для этого нужно всего лишь залить в него специализированное средство, предназначенное для очищения карбюраторов, и подождать в таком состоянии несколько минут. Затем необходимо очистить жиклер от грязи напором сжатого воздуха.
  9. Обработка деталей топливного насоса на дизельном двигателе от ржавчины. Для выполнения такой задачи потребуется специализированное средство для очистки от коррозии. Это может быть как импортное, так и отечественное средство. Его просто распыляют в топливный бак, открыв его горловину перед заправкой дизельного топлива на автозаправке. Очищение деталей насоса от ржавчины, чистящее средство произведет самостоятельно. Чтобы в дальнейшем не допустить аналогичную коррозию насоса высокого давления, рекомендуется заливать в бак стакан моторного масла, способного образовать при движении на поверхности деталей насоса защитную пленку.

Рекомендуем: ДМРВ: что это такое

Необходимо знать, что при возникновении неравномерности оборотов мотора на холостом ходу, нужно сразу обращаться на станцию техобслуживания и проводить подробную диагностику работы всех систем мотора. Своевременное выявление неисправностей защитит вас от дорогостоящего ремонта.

Сброс адаптаций дроссельной заслонки

Что же это такое и зачем это делать?

Как мы поняли, блок управления двигателем всё время адаптируется к реальным условиям. Он запоминает оптимальные значения топливных коррекций и положения регулятора холостого хода, чтобы при следующем запуске двигателя обеспечить его стабильную работу, которая была до его остановки.

Поэтому более корректно, конечно, говорить — не сброс адаптаций дроссельной заслонки, а — сброс адаптаций ЭБУ к положению регулятора холостого хода. Это очевидно по двум причинам:

  • Дроссельная заслонка не может ни к чему адаптироваться, потому что кроме моторчика и реостатов там ничего нет. Это просто красивый и дорогой кусок железяки без каких-либо микросхем памяти. Поэтому мы будем выполнять не сброс адаптаций дроссельной заслонки, а сброс адаптаций ЭБУ к положению дроссельной заслонки!
  • Так как на некоторых авто (в том числе и Лачетти 1.4/1.6) регулятор холостого хода управляет непосредственно дроссельной заслонкой, то и привыкли все называть этот процесс — сброс адаптаций дроссельной заслонки.

Рекомендуем: Купить видеорегистратор самое правильное решение

Допустим, на Лачетти 1.8 регулятор холостого хода установлен в отдельном байпасном канале и к дроссельной заслонке не имеет никакого отношения, но при замене или чистке сброс адаптаций также желательно сделать. Потому что иногда бывает так, что после промывки РХХ, шаги остаются на своем месте и не снижаются. В этой ситуации только сброс адаптаций помогает снизить шаги РХХ.

Стабилизация работы двигателя на холостом ходу

Регулировку и стабилизацию оборотов холостого хода мотора выполняют следующими путями:

  1. Очищают клапан от отложений (на масляном картере). Понадобится демонтаж картера и последующая промывка чистящими веществами от масляных отложений, пылевых и механических скоплений шлама. Детали очищают, промывают в керосине и высушивают. Устанавливают клапан и собирают систему.
  2. Вентиляция картерных газов (ВКГ). При сгорании топлива и масла — в двигателе создается давление газов, которое циклично сбрасывается клапанами через патрубки сложной геометрии. Обслуживание и прочистка системы ВКГ — нормализует обороты, снизит потребление топлива и избавит от перерасхода масла.
  3. Важна проверка магистралей подачи воздуха. Придется проверить цилиндры на герметичность, продуть компрессором шланги и осмотреть коллектор. «Подсос» воздуха может происходить через трещины, которые можно выявить, обработав трубопроводы WD-40. После испарения жидкости остаются визуально различимые места протравки. Повреждённые шланги не подлежат запайке (только замена на новые).
  4. Дроссельная заслонка промывается от отложений масляного типа. После демонтажа можно провести перенастройку положения. Снимаются шланги, откручиваются болты крепления, а заслонку осматривают на предмет износа, опрыскивают аэрозолем и счищают отложения щеткой. Промыв плоскости, регулируют положение (рабочие зазоры) заслонки и собирают систему.
  5. Расход воздуха контролируется датчиками ДМРВ. Принцип работы основан на считывании показаний термоанемометра. Датчики массового расхода ремонту не подлежат (только замена).
  6. Скачки оборотов ХХ наблюдаются при поломке электромагнитного клапана в карбюраторной системе подачи топлива. Проводится полная замена. До ближайшего СТО доехать можно на вытянутой заслонке «подсоса».
  7. Жиклеры ХХ в карбюраторе очищаются специальными средствами (аэрозолями) без вынимания из конструкции. Обработав жиклер добавкой, продувают каналы компрессором от остатков механических частиц.
  8. Очистить следы коррозии на лопастях ТНВД можно XADO VeryLube или средством другого производителя. Композицию распыляют в горловину пустого топливного бака (перед полной заправкой). Вещество оседает и вступает в реакцию на лопастях насоса, происходит химический процесс коррозийной нейтрализации. В частной практике встречается «метод подливки моторного масла» — добавляют около 150 мл в бак с дизельным топливом. Металлические поверхности лопастей покроются защитной плёнкой, защитив их от появления преждевременных коррозийных пятен.

Процедура чистки

Чтобы очистить элемент первым делом следует его снять. Разбор запчасти начинается со снятия гофры воздуховода и отключения проводов от регулятора холостого хода и датчика положения детали. Процедура демонтажа особых усилий не требуется.

Обратите внимание! При осуществлении демонтажа дроссельной заслонки важно, чтобы силовой агрегат не был горячим. Поскольку есть риск получить ожоги.

После следует снять шланги, которые подведены к запчасти, а затем, и трос с привода. Таким образом, путь к заслонке открыт. Достаточно открутить пару гаек и болтов и извлечь датчик положения и регулятор холостого хода.

Чистка заключается в промывке элемента. Для этого рекомендуется использовать специальное средство, которое предназначается для чистки карбюраторов. Вещество следует распылить на все поверхности и каналы. По завершении процесса деталь следует протереть ветошью.

Рекомендуем: Как подобрать стильные аксессуары для машины

Отдельное внимание следует уделить регулятору холостого хода. Из-за большого загрязнения игла может заклинивать и работать не правильно. А перед установкой элементов следует проверить общее состояние этого элемента. Если у иглы имеется большой свободный ход, то деталь подлежит замене.

Также перед монтажом требуется оценить состояние прокладки. Если присутствуют повреждения, то элемент следует заменить.

Обратите внимание! После завершения монтажа дроссельной заслонки следует отрегулировать натяжение троса.

Когда нужно чистить дроссельную заслонку Лачетти?

Если при проведении компьютерной диагностики выявлено, что дроссельная заслонка на прогретом двигателе в режиме хх не закрывается более чем на 5%, тогда этот узел нуждается в обязательной чистке.

Также заслонку необходимо чистить при наличии сильных визуальных загрязнений. Это отразится не только на ровной работе двигателя, но и на расходе топлива.

Как почистить дроссельную заслонку Лачетти?

Многие чистят дроссельный узел не снимая его с двигателя. Это не совсем правильно, так как загрязнения изнутри и, особенно на оси заслонки, остаются! Поэтому лучше заслонку снять. Тем более, я это делаю за 10 минут.

  1. Снимаем декоративную накладку двигателя


2. Ослабляем два хомута на гофре


Ослабляем два хомута на гофре
3. Плоскогубцами ослабляем хомут и снимаем шланг вентиляции картерных газов с клапана


Снимаем шланг вентиляции картерных газов с клапана

4. Демонтируем гофру вместе со шлангом вентиляции картерных газов и получается вот что


Демонтируем гофру вместе со шлангом

5. Нажимая снизу на фиксатор, отключаем колодку проводов от дроссельного узла Шевроле Лачетти


Отключаем колодку проводов от дроссельного узла Шевроле Лачетти

6. Повернув по часовой стрелке шкив привода дроссельной заслонкой, вынимаем через паз трос педали акселератора


Снятие троса привода с дроссельного узла Лачетти

7.Теперь многие отсоединяют шланги подвода охлаждающей жидкости к дроссельному узлу, но я так не делаю. Во-первых, так быстрее. Во-вторых, не нужно мудрить с заглушкой шлангов, чтобы не текла охлаждающая жидкость. В-третьих, не попадёт воздух в систему охлаждения.

Я просто вынимаю шланги из держателей и их длинны хватает, чтобы снять дроссельный узел.


8. Откручиваем три гайки и болт крепления дроссельного узла Шевроле Лачетти и снимаем его со шпилек


Откручиваем три гайки и болт крепления дроссельного узла Шевроле Лачетти

Как видим, загрязнений не много, но всё же есть


Загрязнённая дроссельная заслонка Лачетти

9. Подлаживаем тряпку под дроссельный узел, чтобы не вымазать двигатель и смываем грязь из баллона


Чистка дроссельной заслонки Лачетти

10. Желательно заменить прокладку, очистить торец впускного коллектора и штуцера ДАДа, адсорбера и вентиляции картера


Прокладка дроссельного узла Лачетти

11. Сразу желательно промыть клапан вентиляции картерных газов Лачетти. Для этого его выкручиваем…


Клапан вентиляции картерных газов Лачетти

…и промываем его, чтобы пружина работала без заеданий


Промывка клапана вентиляции картерных газов Лачетти

Также промываем гофру с трубкой


Вот результат, который радует


Чистая дроссельная заслонка Шевроле Лачетти

12. Собираем всё в обратном порядке.

Вот видео о том, как почистить дроссельную заслонку

Чем почистить дроссельную заслонку?

В наше время выбор средств для данной процедуры просто огромен. Каждый найдёт, что-то более подходящее для своих потребностей и финансовых возможностей.

Например, я использую вот это средство


Средство для чистки дроссельной заслонки

Стоит оно у нас 3-4 у.е. Отмывает всё быстро и качественно, меня устраивает.

В инструкции написано, что можно даже промыть топливную систему, залив его в бак с бензином. Также прочищает впускной тракт.


Средство для чистки дроссельного узла

После чистки дроссельной заслонки плавают обороты Лачетти

После чистки дроссельного узла необходимо сбросить адаптации положения дроссельной заслонки.

Сделать это можно через специальный адаптер и программу Chevrolet Explorer. Либо на СТО.

Можете посмотреть в этом коротком видео, что и как происходит при сбросе адаптаций с дроссельной заслонкой

Мир Вашему дому и удачи в пути!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]