Полная и частичная замена масла в АКПП: что лучше? Мнения экспертов, плюсы и минусы


В автомобильном мире существует огромное число трансмиссий. Есть роботизированные коробки, типтроник, вариатор и т. д. Но все же наиболее популярными являются механика и автомат. И если с обслуживанием первой нет вопросов, то с АКПП возникают нюансы. Эта коробка имеет другой принцип работы и конструкцию, а потому нужно знать, как за ней правильно ухаживать. Одна из необходимых операций – замена АТФ-жидкости. Это может быть полная или частичная замена масла в АКПП. Что лучше? Мнение эксперта и особенности проведения работ – далее в нашей статье.

Для чего нужна замена?

Если обратиться к инструкции по эксплуатации, можно прочитать такую информацию, что АТФ-жидкость залита на весь срок службы АКПП. Но это возможно только в том случае, если машина используется не больше пяти лет или 120 тысяч километров, как это бывает в странах Западной Европы. В России же реалии несколько иные. Есть масса примеров, когда машины с АКПП эксплуатируют по 400, 500 тысяч километров. Разумеется, такой срок не сможет выдержать ни одно масло. Оно является расходным материалом, а потому периодически подлежит замене.

Дело в том, что масло в АКПП играет роль рабочей жидкости. Оно не только смазывает детали коробки, но и циркулирует по каналам гидроблока под давлением, а также обеспечивает мокрое сцепление в гидротрансформаторе. Ввиду высоких нагрузок, со временем масло теряет свои свойства.

Особенно страшны для жидкости перегревы. Если наблюдалась пробуксовка или имеются проблемы с системой охлаждения, масло приобретает темный цвет. Также оно может иметь характерный запах гари. Поэтому если вовремя не произвести замену, некоторые детали будут работать на сухую, что существенно снижает их ресурс.

Замена масла

Замена масла в АКПП сильно отличается от этого же процесса, но производимого в механической коробке передач: слить весь объем смазочной жидкости невозможно. Большая часть остатка находится внутри бублика, меньшая часть в гидроплите и исполнительных механизмах. Поэтому используют следующие типы замены масла:

  • частичный (неполный);
  • двойной частичный;
  • полный (аппаратный).

При частичном сливают примерно половину жидкости, затем доливают новую до необходимого уровня. Двойной метод заключается в том, что сначала производят частичную смену жидкости, затем на небольшое время заводят двигатель, чтобы смазка перемешалась, и выполняют еще одну частичную замену. Этим методом удается заменить примерно 70% жидкости.


Замена масла в автоматической коробке передач

Аппаратный метод позволяет заменить 95–98% трансмиссионки, однако для него требуется серьезное вмешательство в масляную систему АКПП и удвоенный, а нередко даже утроенный объем нового масла.

Частичная замена

Эта операция является основной, потому что включает в себя все базовые действия:

  • слив трансмиссионной жидкости;
  • замену фильтра;
  • очистку поддона;
  • заливку масла;
  • регулировку уровня трансмиссионной жидкости.

Эти действия названы базовыми, потому что их приходится выполнять при любом способе замены масла.

Вот оборудование и инструменты, которые потребуются для выполнения этой операции:

  • гараж с ямой, эстакадой или подъемником;
  • набор рожковых и торцовых ключей;
  • набор отверток;
  • пассатижи;
  • емкость для слива отработки;
  • шприц или система для заливки новой жидкости (нужно подбирать по коробке или автомобилю).


Заливная система VAS 6262

Этот инструмент и оборудование необходимы для работы с любыми АКПП.

Порядок действий

Чтобы провести эту процедуру, действуйте так:

  1. Установите машину на яму, эстакаду или подъемник и подоприте ее противооткатными упорами.
  2. Отключите аккумулятор, чтобы защитить ЭБУ двигателя и коробки, на некоторых машинах его лучше убрать, это облегчит доступ к верхней части АКПП.
  3. Освободите доступ к трансмиссии со стороны капота, это необходимо лишь в тех случаях, когда вам, по каким-то причинам, удобней заливать масло сверху, например, через отверстие сапуна.
  4. Снимите защиту АКПП, она может быть выполнена как одним листом с защитой двигателя, так и стоять отдельно.
  5. Подставьте емкость и выкрутите сливную пробку, на некоторых трансмиссиях придется выкрутить еще и мерную трубку, без этого не получится слить масло.
  6. Когда жидкость закончится, снимите поддон, чтобы получить доступ к фильтру и гидроплите.
  7. Поменяйте внутренний фильтр. Несмотря на то что некоторые мастера рекомендуют его промывать, мы советуем менять, ведь стоимость нового элемента не идет ни в какое сравнение с тем уроном, который может нанести промытый фильтр.
  8. Замените внешний фильтр, если он установлен на вашей трансмиссии (если его нет, мы рекомендуем установить, так вы продлите срок службы АКПП).
  9. Замените прокладку и установите на место поддон. Часть автопроизводителей, например, BMW, не продает прокладку отдельно, только вместе с поддоном и новым крепежом. Поэтому вам решать, брать ли заменитель, то есть неоригинальную прокладку неизвестного качества, или все же ставить то, что предлагает производитель.
  10. Вкрутите сливную пробку, если коробка оснащена мерной трубой, то сначала вкрутите ее.
  11. Залейте масло до нужного уровня. Способ проверки и регулировки количества смазки зависит от конструкции коробки.
  12. Установите на место и подключите аккумулятор.
  13. Заведите двигатель и проверьте уровень еще раз, эту операцию выполняют по-разному, в зависимости от конструкции АКПП.


Частичная замена масла в АКПП

Установите снятые детали на место.

Двойная частичная замена

Такую замену масла в коробке автомат выполняйте по описанному выше алгоритму. Только после первой замены заведите двигатель и дайте ему поработать 5–10 минут, чтобы вся жидкость в АКПП перемешалась, а также несколько раз переключите рычаг селектора поочередно по всем положениям. Затем заглушите мотор и поменяйте смазку еще раз.

Аппаратная замена

Этот способ является наиболее действенным, однако осуществлять его должен специалист, хорошо разбирающийся в автоматических трансмиссиях. Для этого метода разрывают обратную линию подачи масла и сливают отработку, затем насос подключают к емкости с чистой трансмиссионной жидкостью и заполняют ею коробку, вымывая остатки старой смазки. Такая промывка удаляет не только отработку, но и осевшую в каналах грязь. Метод получил свое название благодаря тому, что его можно выполнить только с помощью специального стенда (аппарата), а все попытки обойтись подручными средствами резко снижают эффективность.


Аппаратная замена масла в АКПП

Для полной промывки системы необходим объем масла, в 3–4 раза превышающий стандартное количество трансмиссионной жидкости в системе. После любой смены трансмиссионки коробке потребуется адаптация, чтобы ЭБУ АКПП привыкло к работе с новым маслом.

Несмотря на более высокие траты, этот метод продлевает ресурс полностью исправных агрегатов, а также отодвигает ремонт коробок с не слишком сильно подгоревшими фрикционами.

Признаки необходимости замены

Как можно понять, что коробка требует замены масла? Об этом скажут следующие признаки:

  • В работе коробки начинают проявляться нехарактерные шумы и звуки (особенно это случается «на холодную»).
  • Появилась вибрация селектора КПП.
  • Имеются толчки и пинки при переключении скоростей.
  • Передачи переключаются дольше, чем обычно или при более низких оборотах.
  • Масло изменило свой цвет или запах. Иногда случается, что в жидкости есть алюминиевая пудра. Это говорит об износе элементов гидроблока.
  • Появление запаха гари в салоне. Такое возможно в случае перегрева коробки. Не всегда об этом может сигнализировать контрольная лампа на панели приборов. Поэтому некоторые водители могут и не знать, что коробка уже перегревалась.

В чем суть операции?

Далее мы рассмотрим, как выполняется замена АТФ-жидкости частичным методом. Для этого приобретается половина заправочного объема масла (обычно это четыре-пять литров), а далее машина загоняется на яму. Необходимо подготовить специальный ключ для откручивания сливной пробки. Не всегда подойдет накидной или рожковый. Так, на французских АКПП пробка откручивается четырехгранником. Затем под отверстие подставляется пустая емкость объемом не менее четырех литров.

Обратите внимание: в этот момент может политься жидкость на руки, поэтому лучше запастись резиновыми перчатками.

Далее в емкость сольется порядка 40 процентов от общего объема жидкости. Важно точно определить, сколько именно слилось жидкости. Ровно столько же нужно залить нового масла. Это делается через заливную горловину (или щуп) посредством трубки-удлинителя. По окончании работ следует запустить двигатель и поочередно включить все режимы АКПП. Интервал между каждым режимом должен быть около трех секунд.

Затем следует посмотреть уровень масла на щупе. Если он в норме, можно приступать к полноценной эксплуатации авто. При необходимости уровень можно повысить.

Полная замена

Что лучше – полная или частичная замена масла в АКПП для «Камри»? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Но ниже мы приведем ряд случаев, при которых полная замена просто необходима:

  • Если планируется переход на другую марку масла.
  • Если приобретается автомобиль на вторичном рынке.
  • При выполнении ремонта АКПП.
  • При замене АКПП.

Если есть сомнения относительно того, какая должная выполняться замена масла в АКПП «Тойоты Камри 40» 2.4 – полная или частичная, нужно обратить внимание на все вышеперечисленные факторы. Если хоть один присутствует, лучше прибегать к полному способу. Сама операция производится в несколько этапов:

  • Промывается вся трансмиссия при помощи специальной жидкости.
  • Заменяется старое масло методом продавливания.
  • Заменяется фильтр и прокладка поддона (так как последний всегда необходимо разбирать при смене очистительного элемента).

Какой ответ дают специалисты на вопрос о том, что лучше – полная или частичная замена масла в АКПП? Мастера отмечают, что такой способ (полной замены) позволит полностью очистить внутренности коробки от имеющейся грязи и отложений. Это более правильный метод замены с технологической точки зрения. Но нужно отметить несколько нюансов:

  • Такая операция возможна только при наличии специализированного оборудования. Поэтому без помощи специалистов из СТО не обойтись.
  • Полная замена требует большего количества жидкости. К примеру, если заправочный объем АКПП – десять литров, то на замену уйдет порядка двенадцати.

Какая должна производиться замена масла в АКПП «Соляриса» – полная или частичная? Специалисты говорят, что если до момента покупки в коробку было залито неизвестное масло, то стоит прибегать только к полной замене. При частичной никто не даст гарантии, что такая жидкость будет нормально работать. Ведь у каждого масла есть свои допуски.

На что влияет масло в АКПП

Трансмиссионная жидкость выполняет в коробке 3 важные функции:

  • смазывает и охлаждает трущиеся элементы;
  • представляет собой рабочее тело гидротрансформатора, передавая энергию от одной части к другой;
  • является гидравлической жидкостью, обеспечивая работу всех гидроприводов.

Пока смазка чистая и ее параметры неизменны, все системы АКПП работают правильно, а выделение коробкой сажи или металлической пыли/стружки минимально. По мере загрязнения жидкости и ухудшения ее параметров происходит следующее:

  • возрастает износ трущихся деталей, из-за чего резко увеличивается скорость образования грязи;
  • снижается эффективность преобразования крутящего момента ГТД;
  • нарушается работа гидроплиты, ведь кусочки грязи забивают тонкие каналы и снижают ее пропускную способность.


Состояние трансмиссионной жидкости

Эти процессы происходят в любой АКПП. Но чем сильней ее износ, тем раньше они начинаются и более интенсивно проходят. Поэтому пробег до замены масла в новой автоматической коробке передач заметно больше, чем у уже уставшей.

Как это делается?

Полная замена выполняется по определенному алгоритму. Сперва автомобиль загоняется на подъемник, где специалисты откручивают поддон автоматической коробки и сливают масло. Поддон необходимо очистить от всех имеющихся отложений, а также заменить фильтр. После находятся входные и выходные магистрали на масляном радиаторе. Обычно подключаются именно к нему посредством переходных штуцеров. Далее действует сам аппарат, в который уже залита новая жидкость.

При этом двигатель будет находиться в рабочем состоянии. Так производится замещение старого масла новым. Обычно такая операция занимает не более десяти минут. Когда цвет масла на входном и выходном шланге стал одинаково красным, можно прекращать работу аппарата. Шланги аппарата отсоединяются, и магистрали подключаются к штатному радиатору.

Как работает АКПП

Когда селектор находится в положении «N» и двигатель работает на холостых оборотах, ГТД передает на первичный вал трансмиссии лишь часть энергии, причем с очень медленной скоростью вращения. При этом первый фрикцион разомкнут, поэтому энергия кручения дальше него не передается и никакого воздействия на колеса нет. Масляный насос создает в системе давление, достаточное для срабатывания всех гидроцилиндров. Когда водитель выбирает любой из режимов движения, сначала включаются гидроцилиндры, управляющие тормозными лентами, благодаря чему планетарный ряд получает коэффициент передачи, соответствующий первой (низшей) скорости.


Принцип работы АКПП

Когда водитель нажимает на газ, обороты двигателя увеличиваются, затем включается первый фрикцион, а ГТД преобразует вращение вала двигателя, резко снижая обороты и увеличивая крутящий момент. Все это, при правильной работе коробки, обеспечивает плавное начало движения и относительно быстрый набор скорости.

По мере разгона ЭБУ коробки переключает передачи, а размыкание первого фрикциона и блокировка планетарных редукторов с помощью тормозных лент делают этот процесс плавным и незаметным.

Можно ли таким образом «излечить» коробку?

На автомобилях с большим пробегом автоматическая коробка начинает пинаться и вставать в аварийный режим. Некоторые специалисты рекомендуют произвести полную или частичную замену масла в АКПП. Дает ли это результат? Он есть, но не во всех случаях. Так, можно лишь отсрочить ремонт коробки на 10-15 тысяч километров, а иногда и на год. Если уже пошел износ механизмов, полная или частичная замена масла в АКПП уже не поможет. Это говорит об износе:

  • Тефлоновых колец и втулок валов.
  • Соленоидов в гидроблоке.
  • Шестеренок планетарных рядов.

В таком случае необходимо предпринимать ремонт, а не ограничиваться только полной или частичной заменой масла в АКПП. Только после ремонта механической части можно полностью избавиться от пинков.

Как устроена АКПП

Этот агрегат состоит из следующих механизмов:

  • гидротрансформатора (ГТД или бублик);
  • планетарного ряда (установленных одним из нескольких редукторов планетарного типа);
  • селектора;
  • электронного блока управления (ЭБУ);
  • гидравлические исполнительные механизмы (цилиндры и поршни);
  • масляные насос и фильтр;
  • фрикционы;
  • тормозные ленты.

ГТД

Бублик выполняет в автоматической трансмиссии две важных функции – подобно сцеплению частично отключает двигатель от вала КПП и увеличивает крутящий момент во время старта за счет снижения скорости вращения.

Гидротрансформатор АКПП

Чувствителен к чистоте масла, но не влияет на характеристики смазочной жидкости.

Планетарный ряд

Это основной механизм АКПП. В зависимости от блокировки той или иной шестерни меняется коэффициент передачи. Передаточные числа подобраны таким образом, чтобы обеспечить работу двигателя в оптимальных условиях. Очень чувствителен к чистоте масла, а по мере износа в трансмиссионную жидкость попадают металлические пыль и стружка.

Чем сильней истирание деталей планетарного блока, тем больше металла в смазке. Поэтому при сильном износе замена масла неэффективна, ведь тонкий слой закаленной стали полностью разрушен, а внутренний мягкий металл быстро истирается под действием трения.

Селектор

Этот компонент расположен в салоне авто и является многопозиционным переключателем, с помощью которого водитель выбирает режим работы АКПП. Соединен с ЭБУ и никак не связан с трансмиссионной жидкостью, поэтому не зависит от ее чистоты и не влияет на состояние масла.

ЭБУ

Это «электронный мозг» трансмиссии. ЭБУ отслеживает все параметры движения автомобиля и, в соответствие со вшитым в него алгоритмом, управляет всеми элементами коробки. Не зависит от состояния масла и никак не влияет на него.

Гидравлические исполнительные механизмы

Гидроплита и гидроцилиндры. Являются «руками» ЭБУ и по команде от блока управления воздействуют на тормозные ленты и фрикционы, меняя режим работы трансмиссии.


Гидроблок АКПП

Крайне чувствительны к чистоте масла, но не влияют на его состояние. Даже небольшой фрагмент сажи или металла может перекрыть канал, через который жидкость поступает к гидроцилиндру, что нарушит нормальную работу автоматической трансмиссии.

Масляные насос и фильтр

Масляный насос – сердце коробки, ведь именно он создает давление трансмиссионной жидкости, необходимое для работы гидравлических исполнительных механизмов.

Фильтр очищает трансмиссионку от всех загрязнений, начиная от подгоревших фрикционов и заканчивая металлической пылью.

Оба механизма чувствительны к загрязнению трансмиссионной жидкости. А несвоевременная замена масла в коробке автомат может снизить пропускную способность фильтра, что приведет к падению давления в системе и нарушению работы трансмиссии.

Фрикционы

Это еще один аналог сцепления в АКПП, облегчающий переключение передач и повышающий плавность этого процесса. Чувствительны к чистоте масла, а также являются главными его загрязнителями. При сильной нагрузке они перегревают масло, что сокращает ресурс трансмиссионной жидкости и частично меняет ее основные параметры.


Фрикционы АКПП

Кроме того, при перегреве или сильном нагреве фрикционные накладки подгорают, и обугленная пыль попадает в масло.

Тормозные ленты

Управляют планетарным рядом, блокируя отдельные редукторы, тем самым меняют коэффициент передачи, то есть включают ту или иную скорость. Малочувствительны к загрязнению трансмиссионной жидкости, а при большом сроке службы или высоких нагрузках истираются, добавляя в масло металлическую пыль.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]