История создания автомобильного двигателя внутреннего сгорания
Первые прототипы поршневых моторов внутреннего сгорания были созданы в конце XVIII столетия.
В середине XIX в. появились действующие газовые моторы Ленуара, которые позднее вытеснили агрегаты конструкции Николауса Отто. Классический бензиновый двигатель был создан Готтлибом Даймлером и Вильгельмом Майбахом в 1885 г., а год спустя на дорогу выехал первый автомобиль.
Самый мощный 4-цилиндровый двигатель
4-цилиндровый турбированный двигатель объёмом 2,0 литра производства Mercedes-Benz AMG, которым оснащаются модели CLA-Class, A-Class и GLA-Class, развивает мощность 357 лошадиных сил. Этот показатель впечатляет, но он не самый мощный в истории. В 2014 году специально для автомобиля Mitsubishi Evolution X был разработан 4-цилиндровый двигатель мощностью 440 лошадиных сил.
Факторы, влияющие на мощность ДВС
На мощность моторов внутреннего сгорания оказывают влияние:
- Объем цилиндра и индикаторное давление на поршень. По мере увеличения параметров происходит рост габаритов и массы силовой установки.
- Качество наполнения камеры сгорания рабочей смесью. Для улучшения характеристики используют 4- и 5-клапанные схемы газораспределения.
- Число тактов. Наибольшую теоретическую отдачу имеют 2-тактные моторы, но из-за потерь части рабочей смеси преимущество над 4-тактными моторами не превышает 60%. На машинах схема с 2 тактами не используется из-за невозможности соблюдения экологических требований и высокого расхода топлива.
- Частота вращения коленчатого вала. По мере наращивания возрастает мощность.
- Плотность подаваемого воздуха. Для повышения параметра применяют компрессоры.
Рейтинг машин, имеющие самые мощные двигатели
В топ автомобилей с наиболее мощными поршневыми силовыми установками вошла продукция:
- производителей Porsche, Bugatti и Lamborghini, входящих в концерн Volkswagen AG;
- немецких заводов Mercedes-Benz и BMW, находящихся в постоянной конкуренции;
- японского концерна Nissan;
- американских предприятий Dodge и Chevrolet;
- мелких американских и европейских компаний Hennessey, Ultimate, Locus и Koenigsegg, собирающих спортивные машины с использованием оригинальных комплектующих.
Porsche 9FF F97 A-Max
В 2013 г. компания 9FF представила доработанный Porsche 997 с 4,2-литровым бензиновым мотором с оппозитным расположением цилиндров и турбокомпрессором. Доработки коснулись поршневой группы и газораспределительного механизма, мощность увеличилась до 1400 л. с. В ходе испытательных заездов 2-дверное купе разогналось до 403 км/ч, ускорение до «сотни» занимало около 2,4 секунды. Машина была построена в 1 экземпляре, комплекты для доработки в продажу не поставлялись.
Роrsche Cаrrera GT-9
В 2008 г. был собран единичный экземпляр Роrsche Cаrrera GT с 900-сильным мотором объемом 5733 см³, оснащенным нагнетателем и промежуточным охладителем воздуха.
Модернизация позволила довести максимальную скорость до 390 км/ч, а время разгона до «сотни» не превышало 3,2 секунды.
Двигатель располагался по центру кузова автомобиля, крутящий момент передавался на задние колеса. Работы по модернизации выполнило ателье 9FF, специализирующееся на доводке продукции Роrsche.
Nissan GT-R Switzer R1K-X Red Katana
Спортивные машины Nissan GT-R от ателье Switzer оснащаются 1400-сильным агрегатом. Блок цилиндров имеет объем 3799 см³, предусмотрены нагнетатель с системой промежуточного охлаждения сжатого воздуха.
Разработчик заявляет максимальную скорость на уровне 400 км/ч, которая принудительно ограничена из-за риска разрушения покрышек.
Автоматическая коробка обеспечивает разгон до 100 км/ч за 2,5 секунды. Первый экземпляр R1K-X Red Katana был собран в 2013 г., производитель не озвучивал точное количество доработанных машин.
Hennessey Venоm GT Spyder
Автомобили Venоm GT выпускались американским производителем Hennessey. Всего было собрано по 6 экземпляров машин с кузовами купе и родстер. В передней части располагался мотор General Motors объемом 7 л с нагнетателем, позволившим довести мощность до 1451 л. с., а крутящий момент до 1745 Н*м. Использовалась 6-скоростная механическая коробка Ricardo plc, обеспечивавшая достижение скорости 427 км/ч. Результат был получен в ходе независимого теста представителями компании Racelogic из США.
Bugatti Chiron
После вхождения в группу Volkswagen AG компания Bugatti смогла начать производство новых моделей гиперкаров. В 2021 г. на базе Veyron была создана модель Chiron с 1500-сильным мотором и автоматической коробкой с 2 сцеплениями. Автомобиль способен разогнаться до 420 км/ч, а заявленный ресурс силовой установки превышает 300 тыс. км (при соблюдении регламента технического обслуживания). Производитель предполагает изготовить 500 экземпляров Chiron с 2-дверным кузовом купе, имеющих стартовую цену от 1,9 млн фунтов стерлингов.
.
Ultimate Aero TT
Купе Aero TT собиралось небольшими партиями американской компанией Shelby Super Cars с использованием узлов от серийных машин. Двигатель был позаимствован от спортивных автомобилей Chevrolet.
Мощность доходила до 921 л. с. за счет использования механического компрессора и гоночной топливной смеси, имеющей октановое число 104 единицы.
Всего было собрано 25 машин модели Aero TT, способных разогнаться до 412 км/ч и ускоряющихся с места до 100 км/ч за 2,8 секунды.
Dodge Challenger
Купе Dodge Challenger оснащаются V-образными 8-цилиндровыми агрегатами серии Hemi с нагнетателем, имеющим привод от коленчатого вала. Мощность двигателя зависит от настроек блока управления и давления наддува.
Модификация SRT Hellcat оснащается 717-сильным мотором, развивающим момент до 880 Н*м.
Покупатель может заказать машину с 6-ступенчатой ручной коробкой или 8-скоростным автоматическим агрегатом, поддерживающим дополнительные режимы работы.
Chevrolet Corvette
Спортивные автомобили Chevrolet Corvette присутствуют в производственной программе американского концерна с середины 50-х гг. прошлого века. С 2021 г. предлагается кузов поколения С8 с мотором V-образной конфигурации с механическим компрессором. Мощность 6,2-литрового агрегата доходит до 502 л. с., доступна только 8-скоростная автоматическая коробка. На основе предыдущего поколения выпускался вариант ZR1, отличавшийся 755-сильным мотором.
Locus Plethore
Прототип Locus Plethore был представлен в середине 2007 г., техника была разработана канадскими компаниями HTT Automobile и Locus. Двигатель собран на базе серийного 8,2-литрового блока GM Perfomance с механическим нагнетателем. Мотор развивал мощность 1300 л. с. и работал с 6-ступенчатой механической коробкой разработки GM. Максимальная скорость заявлена на уровне 385 км/ч, до серийного производства машина не добралась.
Nissan GT-R AMS Alpha 12
Доработанное ателье AMS 2-дверное купе Nissan GT-R получило 4-литровый двигатель с компрессорами, развивающий 1500 л. с. Запас мощности позволил увеличить максимальную скорость до 370 км/ч. Первый экземпляр модернизированного спортивного автомобиля был представлен в 2011 г., точное количество собранных машин неизвестно.
Lamborghini Aventador Mansory Competition
Версия Aventador от ателье Mansory отличается применением 1600-сильного бензинового агрегата объемом 6498 см³. Кузов сохранил штатные панели, ходовая часть и трансмиссия доработок не претерпели. По заводским данным автомобиль способен ускоряться до 100 км/ч за 2,1 секунды, а предельная скорость доходит до 370 км/ч.
Mercedes-Benz SLR McLaren Brabus
Спортивное купе Mercedes-Benz SLR, доработанное компаниями McLaren и Brabus, отличается использованием 720-сильного бензинового мотора и улучшенных тормозных механизмов. Двигатель имеет 10-цилиндровый V-образный блок объемом 5734 см³ и 4 турбины. Заявленная скорость на прямой составляет 342 км/ч, а разгон до 100 км/ч занимает 3,4 секунды.
BMW M5
В производственной программе концерна BMW имеются машины, доработанные дочерним подразделением BMW Motorsport. С 2021 г. покупателям предлагают 4-дверный седан или универсал с 8-цилиндровым мотором N63 с наддувом, форсированным до 600 л. с. Автомобиль разгоняется до 100 км/ч за 4 секунды и развивает скорость до 250 км/ч (при снятии ограничителя параметр доходит до 304 км/ч).
Lamborghini Aventador Mаnsory Cаrbonado GT
Ателье Mаnsory переоборудовало единичные экземпляры купе Lamborghini Aventador, используя элементы кузова из карбона. Мощность 6,498-литрового мотора была доведена до 1600 л. с., что позволяло развивать скорость до 370 км/ч. Снаряженный вес 1555 кг, время разгона с места до «сотни» составляло 2,1 секунды.
Dagger GT
«Бумажный» спортивный автомобиль Dagger GT был представлен в 2010 г., но до постройки прототипа проект не дошел. Разработчик заявлял использование 2500-сильного агрегата, работающего на смеси спиртов, предусматривались версии на бензине, развивающие от 800 л. с. Были озвучены отдельные заявления о возможности выхода 3000-сильной модификации.
Koenigsegg Regera
Запущенный в мелкосерийное производство в 2021 г. автомобиль Regera получил 1600-сильный мотор с наддувом. В состав силовой установки включены 3 электрических мотора, имеющих суммарную мощность 707 л. с. Скорость доходит до 410 км/ч, запас хода на электрической тяге до 50 км. Зарядка батарей производится от сети или за счет рекуперации энергии при торможении.
Запас хода Koenigsegg Regera на электрической тяге — до 50 км.
Copperhead на Dodge SRT Viper
Компания Dodge, являющаяся подразделением Chrysler Corporation, выпускает самый мощный на сегодня бензиновый двигатель, которой устанавливают в легковые спортивные автомобили Dodge SRT Viper. Объем движка мотора равен 8,4 л, он способен разогнаться до 100 км/ч всего за 3 секунды, а мощность Copperhead на Dodge SRT Viper составляет 640 лошадиных сил.
Двигатель для автомобиля разработан на базе мотора Magnum V10. В изначальном виде он подходил для пикапа, но был чрезмерно громоздким для спорткара. Одним из главных решений, принятых Chrysler Corporation при перевыпуске двигателя, было заменить материал из блоков, выполненных из чугуна, на алюминий. Вес мотора составляет около 350 кг. Крутящий момент — 630 нанометров при 3600 оборотах в минуту.
Лидеры по мощности двигателя в секторе скоростных авто
В топ-3 наиболее мощных автомобилей вошли:
- экспериментальный Pininfarina Battista с электрическими моторами и 2-местым кузовом купе с подъемными дверями;
- прототип Rimac Concept Two с электрической силовой установкой, теоретически позволяющей разогнать машину до 415 км/ч;
- футуристический Devel Sixteen, являющийся плодом фантазии небольшой компании из ОАЭ и не продвинувшийся дальше стадии статического макета.
Pininfarina Battista
В рамках ежегодной выставки в Женеве в 2021 г. был показан прототип спортивного купе Pininfarina Battista, оснащенный электрической силовой установкой. Создатели заявили мощность более 1900 л. с. при моменте не ниже 2300 Н*м. Максимальная скорость ограничена прочностными возможностями шин на уровне 350 км/ч, а для разгона до 300 км/ч требуется 12 секунд. Аккумуляторная батарея емкостью 120 кВт*ч обеспечивает запас хода до 450 км (без уточнения скорости движения). Озвучены планы выпуска 150 машин, но на январь 2021 г. Pininfarina Battista серийно не собирается.
Rimac Concept Two
В 2021 г. хорватская компания Rimac Automobili представила прототип электрического спортивного автомобиля с 2-дверным кузовом купе и системой полного привода. Для каждого колеса использован отдельный электрический двигатель с редуктором, суммарная мощность заявлена на уровне 1914 л. с. Для питания силовой установки применена литий-никелевая батарея, обеспечивающая запас хода до 650 км (при спокойном ритме эксплуатации). Запланированный на 2021 г. серийный выпуск так и не начался, ряд автомобильных изданий скептически оценивает перспективы проекта.
Devel Sixteen
Быстрый автомобиль Devel Sixteen был представлен группой разработчиков из ОАЭ в виде статического макета в 2013 г. Создатели рассказывали о гипотетическом бензиновом моторе мощностью до 5000 л. с., способном разогнать машину до 560 км/ч. При этом информация о расположении радиаторов, необходимых для отвода излишков тепла, не сообщалась. Было известно, что работы над двигателем вела американская фирма Steve Morris Engines. Прототипы машины для ходовых испытаний или двигателя для стендовых прогонов так и не появились.
Самый мощный 8-цилиндровый двигатель
На рынке есть много автомобилей с двигателем V8, включая такие, как Chevrolet Corvette, Ferrari 488 или McLaren 720S. Однако сейчас лидерство принадлежит Koenigsegg Agera RS. Его 5,0-литровый двигатель V8 обладает мощностью 1360 лошадиных сил. Но скоро на рынок выйдет Hennessey Venom F5, который будет оснащён 7,4-литровым двигателем V8 мощностью 1600 лошадиных сил.
Список самых мощных двигателей по количеству цилиндров
В рейтинг наиболее мощных ДВС вошли:
- 2-цилиндровый FIAT Twinair, созданный для малолитражной техники итальянского концерна;
- рядный 3-цилиндровый Ford Ecoboost, предназначенный для автомобилей классов В и С;
- 2-литровый Mercedes, доработанный силами ателье AMG;
- рядный 5-цилиндровый Audi с нагнетателем и системой непосредственного впрыска топлива, рассчитанный на модели с улучшенными динамическими характеристиками;
- оппозитный 6-цилиндровый Porsche 3.8 с компрессором, устанавливавшийся на дорогие модификации спортивных машин модели 911;
- 8-цилиндровый мелкосерийный двигатель Koenigsegg объемом 5 л, оснащенный раздельными турбинами для каждого ряда цилиндров;
- 10-цилиндровый Lamborghini, унифицированный с агрегатом Audi 5.2 V10 (оба бренда принадлежат концерну Volkswagen AG);
- 12-цилиндровый атмосферный мотор от спортивной модели Ferrari 812 Superfast;
- 16-цилиндровый мелкосерийный агрегат от Bugatti, предназначенный для установки на гиперкары.
2 цилиндра — FIAT 0.9 Twinair
Мотор Twinair запущен в серийное производство в 2010 г. и встречается под капотами автомобилей FIAT 500C, Panda, Punto, а также Lancia Ypsilon и Alfa Romeo MiTo. Базовая версия развивает 85 л. с. при объеме 875 см³. Блок отлит из чугуна, применена алюминиевая 8-клапанная головка (без корректировки фаз газораспределения). Производитель использовал турбокомпрессор Mitsubishi TD02V и систему распределенного впрыска бензина сорта от А-95 и выше. Заявленный ресурс составляет 200 тыс. км, что считается нормой для малолитражных автомобилей.
3 цилиндра — Ford 1.0 Ecoboost
Агрегат Ford Ecoboost объемом 999 см³ и мощностью 125 л. с. был запущен в серийное производство в 2012 г. Применение регулировки фаз газораспределения и системы наддува позволило довести момент до 170 Н*м, который достигается в диапазоне от 1700 до 4500 об/мин. Производитель предусмотрел специальный режим Overboost, позволяющий повысить давление наддува при резком нажатии на педаль газа (например при обгоне) и довести момент до 200 Н*м. Встречаются версии, доработанные тюнинг-ателье, развивающие до 205 л. с. и 260 Н*м без потери ресурса.
4 цилиндра — Mercedes-AMG 2.0
Ателье AMG, являющееся партнером компании Mercedes Benz, занимается доработкой автомобилей немецкого производителя. Модернизированный агрегат с жидкостным охлаждением имеет отдачу 380 л. с., сохранив изначальный ресурс. Мотор оснащен 16-клапанной алюминиевой головкой с механизмом регулировки фаз, имеется система снижения токсичности выхлопа до требований стандарта Евро-6.
Применение турбины привело к росту степени сжатия, в качестве топлива используется бензин с октановым числом не менее 98 единиц.
5 цилиндров — Audi 2.5
Компоновка с 5 цилиндрами встречается редко, подобные агрегаты серийно выпускали концерны VAG и Volvo. На автомобилях Audi встречаются рядные 2,5-литровые моторы TFSI мощностью до 360 л. с., оборудованные наддувом и прямым впрыском топлива. Двигатель имеет стабильную полку момента на уровне 450 Н*м в диапазоне от 1600 до 5300 об/мин, что обеспечивает хорошие динамические характеристики автомобилей. Моторы оснащались чугунным блоком и 20-клапанной алюминиевой головкой с регулировкой фаз газораспределения. Выпуск прекратился в 2014 г.
6 цилиндров — Porsche 3.8
Мотор отличается небольшой высотой за счет оппозитного расположения цилиндров, рассчитан на эксплуатацию на бензине сорта А-98. Для подачи воздуха в камеры сгорания использован нагнетатель с электронным управлением. Отдача агрегата составляет 700 сил при частоте вращения 6750 об/мин. Производитель применил 24-клапанную схему газораспределения. Токсичность выхлопных газов удовлетворяет нормативам Евро-5. Выпуск 3,8-литровой версии с наддувом прекратился в конце 2021 г. Последователь имеет объем 3,7 л и развивает до 650 л. с.
8 цилиндров — Koenigsegg 5.0
Агрегат Koenigsegg 5.0 построен на базе 8-цилиндрового V-образного блока с углом развала 90°. Для изготовления корпуса и головок использован алюминиевый сплав. Применена 32-клапанная система газораспределения с возможностью автоматической корректировки фаз впуска и выхлопа. Установлены турбокомпрессоры, создающие избыточное давление 1,3 бар и позволяющие довести мощность до 1160 л. с. (при объеме 5065 см³). Двигатель развивает момент до 1280 Н*м в диапазоне от 2700 до 6170 об/мин и соответствует экологическим нормативам Евро-6.
Двигатель Koenigsegg.
10 цилиндров — Lamborghini 5.2
Бензиновый агрегат Lamborghini с V-образным блоком (угол развала 90°) был создан в 2003 г. для установки на спортивные автомобили Gallardo. Мотор не оснащался компрессорами, степень сжатия составляла 12,5 единиц. Каждый цилиндр имел по 4 клапана, для снижения высоты использовалась система смазки с сухим картером. Установки поставлялись в нескольких модификациях. Мощность — в пределах от 560 до 640 л. с. Для автомобилей концерна Audi предлагался мотор Audi 5.2 V10, который является одним из вариантов силового агрегата Lamborghini.
12 цилиндров — Ferrari 6.5 V12
Мотор объемом 6,5 л от 812 Superfast будет являться рекордсменом по мощности среди гражданских двигателей внутреннего сгорания без наддува. Силовой агрегат развивает 800 л. с. при 8500 об/мин, а пик крутящего момента 718 Н*м достигается при 7000 об/мин. Для повышения характеристик использованы впускной коллектор с изменяемой геометрией и система впрыска бензина под давлением 350 бар, позаимствованная у атмосферных моторов гоночных машин класса Формула-1.
16 цилиндров — Bugatti 8.0 W16
Мотор имеет W-образный блок цилиндров объемом 7993 см³ с раздельными головками, геометрическая степень сжатия — 9 единиц.
Применение индивидуальных компрессоров с приводом от газовых турбин позволяет получить мощность до 1500 л. с.
Агрегат рассчитан на эксплуатацию на бензине сорта А-98. Расход горючего в городском режиме превышает отметку 42 л на 100 км пути. Двигатель имеет замкнутую систему смазки с сухим поддоном. Для поддержания температурного режима используются несколько радиаторов (на модели Chiron установлено 10 теплообменников).
Цилиндры и их количество
Чтобы понять грандиозность конструкции, можно представить себе, что диаметр одного только цилиндра составляет 960 миллиметров, а ход поршня — 2,5 метра. Что касается рабочего объема детали, то она имеет 1820 литров. Более 100 контейнеровозов оснащены такими агрегатами, на которых установлено от 8 до 20 цилиндров. Такие суда, способные перевозить груз до 10 000 тонн, спокойно могут развивать скорость выше 46 километров в час.
Впервые этот самый мощный двигатель в мире, имеющий 11 цилиндров, был сооружен в 1997 году. Компанией-изготовителем стала японская Diesel United. А через 5 лет в Финляндии объявили, что возможно произвести агрегат с 14 цилиндрами. Именно этот мотор и остается поныне рекордным.