Велодог | |
Тип | карманный револьвер |
Страна | Бельгия |
Характеристики | |
Масса, кг | 0,3 кг |
Длина, мм | 119 мм |
Длина ствола, мм | 30 мм |
Калибр, мм | 5,5 мм |
Начальная скорость пули, м/с | 183 м/с |
Вид боепитания | 5 патронов |
Велодог
(
Velo-Dog
) — карманный револьвер, разработанный в конце XIX века Шарлем-Франсуа Галаном (1832-1900) для защиты велосипедистов от нападений уличных собак (отсюда и название). По мере того как собаки постепенно привыкали к этому новому средству передвижения, карманные револьверы стали использоваться как оружие самообороны, да и просто для развлекательной стрельбы.
Модель Галана имела разъёмную рамку, с простым спусковым крючком и спусковой скобой. Револьверы стреляли патронами калибра 5,75 мм с лёгкой пулей и характерной удлиненной гильзой; фланцевыми патронами Лебеля калибров 5,6 мм, 6 мм, 8 мм и полуфланцевыми патронами калибра 6,35 и 7,65×17 мм. К велодогам выпускались также специальные, не опасные для жизни патроны, заряженные солью, перцем или соляной пылью[1].
Патрон 5.75 мм Велодог
В начале XX века «велодоги» носили с собой для самообороны и мужчины и женщины; также использовали их для развлекательной стрельбы на пикниках. Носили эти миниатюрные револьверы в специально пошитых кобурах, нередко весьма напоминавших портмоне. Но серьёзным оружием малокалиберные револьверы не являлись, так как могли гарантированно остановить противника только при попадании в голову. К тому же, если владелец для удобства предпочитал складывать спусковой крючок, то ему было весьма затруднительно при необходимости, в стрессовой ситуации, быстро привести оружие в боеготовность, отведя вниз эту небольшую деталь.
В России «велодоги» некоторое время выпускались на Императорском Тульском оружейном заводе. Эти образцы использовали классические для данного класса револьверов патроны, имели как складные, так и не складные спусковые крючки, флажковые предохранители на курках, а также выпускались со скрытым курком. Экстракция гильз осуществлялась поочередно. После окончания Первой мировой войны спрос на Велодоги практически сошел на нет по причине перенасыщенности гражданского рынка оружия модными карманными самозарядными пистолетами Браунинга калибра 6,35 мм и многочисленными их копиями, выпускавшимися в огромных количествах испанскими или «велодоки» не раз упоминаются в русской литературе 1920-х гг. («Гадюка» А. Н. Толстого, «Стихи о револьверах» Арсения Несмелова и т. д.).
Животные против велосипедистов
Дело в том, что в то время на улицах городов Западной Европы было много бездомных и бродячих собак, потому что контролем их популяции в то время никто особенно не занимался. В России дело обстояло и того хуже. В городах большая часть домовладений представляла собой избы-пятистенки, хотя и облагороженные на городской лад — так называемые трехоконные флигели, имевшие при себе обширные дворы и сады. Как правило, в каждом таком домовладении имелась собака, а то и не одна, и все они, за исключением разве что самых злых цепных кобелей, находились на свободном выгуле, а домой приходили только за кормёжкой. И вот все эти собаки, как за границей, так и у нас, ополчились на появившихся повсюду велосипедистов: преследовали их с громким лаем, а то и кусали за ноги. Другого транспорта ведь тогда просто не было, а все колёсные телеги и даже экипажи по тогдашним дорогам (особенно российским, с глубокими колеями!) ездили достаточно медленно и гнева у собак не вызывали. К тому же у возчика был кнут, которым он всегда мог хлестнуть слишком уж обнаглевшего пса. А у велосипедиста для защиты от собак не имелось ничего и к тому же обе руки были заняты.
Не диковинка, а средство передвижения
В 1887 году шотландец Джон Данлоп придумал надеть на колеса трёхколесного велосипеда своего десятилетнего сына широкие обручи, сделанные из шланга для поливки сада, и надуть их воздухом. 23 июля 1888 года ему был выдан патент на изобретение. А приоритет на «пневматический обруч» для транспортных средств подтвердил следующий патент, от 31 августа того же года. Камера из резины крепилась на обод металлического колеса со спицами обматыванием её вместе с ободом прорезиненной парусиной в промежутках между спицами. Преимущества пневматической шины были оценены очень быстро. Уже в июне 1889 года на стадионе в Белфасте велогонщик Уильям Хьюм выступил в гонках на велосипеде с пневматическими шинами. Его считали посредственным гонщиком, а он выиграл все три заезда, в которых участвовал. Естественно, уже конце 1889 года в Дублине была организована первая компания по выпуску надувных шин под названием «Пневматическая шина и агентство Бута по продаже велосипедов». А дальше начался настоящий бум велосипедов с этими новыми шинами. До этого на велосипедистов смотрели как на людей, одержимых манией прогресса, — кому, мол, ещё придёт в голову ездить на тяжёлой машине с литыми резиновыми шинами? Теперь на нём с удовольствием и без особых хлопот стали кататься и женщины, и дети. Велосипед из диковинки превратился в популярное средство передвижения и стал по-настоящему массовым. В армиях появились отряды самокатчиков, а Луи Буссенар на это тут же откликнулся романом «Капитан Сорви-голова», где его герои-французы с успехом использовали велосипеды против англичан. Но вот тут-то велосипедисты и столкнулись с серьёзной проблемой…
Закат велодогов
Серьёзным оружием велодоги никогда не являлись, так как могли остановить противника только при попадании в голову, хотя собакам из-за них приходилось несладко. Впрочем, они постепенно привыкли к велосипедам, и со временем эти карманные револьверы стали использовать как оружие для самообороны и просто для развлекательной стрельбы на пикниках. Закат их начался одновременно с распространением самозарядных пистолетов Браунинга. С появлением карманного пистолета Браунинга 1906 года (так называемого дамского) и все возрастающей моды на компактные самозарядные пистолеты некоторые модели велодогов получили новый дизайн. Они стали похожи на самозарядные пистолеты вообще, и на оружие Браунинга в частности. Такой тип велодогов, отличавшихся характерной увеличенной верхней тыльной частью рамки, стали называть «фасон Браунинг». Однако вскоре исчезли и они.
Метки: Тайны 20 века, оружие, собака, пистолет, револьвер, велосипед, велодог
Велодог: оружие защиты от лучших друзей человека
В конце позапрошлого столетия собаки, сбивающиеся в стаи, представляли одну из основных опасностей для велосипедистов. Двухколесное транспортное средство было псам незнакомо, поэтому они нередко проявляли враждебность. Псов опасались так сильно, что создали специальное оружие для самозащиты.
Французская организовала выпуск моделей огнестрельного оружия, созданное для самозащиты велосипедистов от псов. Данная разновидность «стрелковки» представляла собой 5-зарядный револьвер с 2-мя отличительными чертами.
Прежде всего, модель обладала предельно обтекаемой формой, дававшей возможность оперативно достать ее из одежды, не падая с велосипеда.
Другая особенность заключалась в наличии особого боеприпаса, обладавшего маленьким калибром (5,5 либо 5,75 мм, в зависимости от варианта измерения), но весьма внушительной гильзой с мощным зарядом пороха.
Для противников лишнего насилия, полагающих, что умертвлять живое существо только потому, что то испугалось непонятной передвигающейся техники – неправильно, изготавливались боеприпасы, которые не могли убить.
Они были начинены солью либо перцем. Хотя милосердных людей, похоже, было мало – подобные боеприпасы встречаются весьма нечасто, и до сегодняшнего времени дожили единицы.
Наглядная демонстрация компактности велодога
Новая модель стрелкового оружия стала называться «Велодог» – от французского velocipede («велосипед») и английского «дог» («пес»), но имелась в наименовании и отсылка к распространенному тогда британскому небольшому револьверу «Бульдог».
Велодог неизвестного производителя
Со временем лучшие друзья человека адаптировались к велосипедам, и надобность в самообороне при атаках собак у велосипедистов исчезла. Однако Velodog с прилавков не пропали – комфортные и миниатюрные, их стали использовать как простое средство самозащиты.
Большим успехом «Велодоги» пользовались у представительниц прекрасного пола.
Модель удобно ложилась в женскую руку и просто доставалась из дамской сумочки. Вдобавок это оружие было сравнительно дешевым и популярным, благодаря испанским изготовителям, игравшим в ту эпоху роль современного AliExpress.
Не минуло и 2 лет со дня появления французского револьвера, как гигантские партии испанских моделей оружия для защиты от лучших друзей человека заполнили прилавки оружейных магазинов стран Старого Света.
Велодог бельгийского производства
Изготовители постоянно модифицировали «Велодог», пытаясь усовершенствовать строение оружия или, наоборот, облегчить и снизить его стоимость. Так, у ряда моделей отсутствовал механизм удаления использованных гильз – барабан лишь вытаскивался из оружия, а гильзы оттуда выбивались посредством любого стержня (шляпной шпильки, гвоздя и т.п.).
Велодог
Полагали, что 5 патронов достаточно, чтобы отбиться от самой бешеной собаки, и быстро перезаряжать оружие прямо в ходе схватки не понадобится. Время револьверов для борьбы с псами закончилось перед Великой войной. Все дело в прогрессе: на первое место тогда уже вышли полуавтоматические пистолеты.
Лидером среди них стал Браунинг 1906 г. В Испании стали создавать его копии (в результате появилось несколько сотен видов), а велодоги изготавливать перестали. В целом в мире револьверы быстро стали терять позиции и канули в лету. Лишь США и Англия длительное время занимались их производством.
Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Новости СМИ2
HDH
Опубликовано admin в Втр, 02/10/2009 – 11:55
Manufacture d’Armes HDH SA
в Льеже, существовавшая в конце XIX – начале XX вв. и известная также под названием «Энрион, Дасси и Хойшен» (впоследствии «Энрион и Дасси») (Henrion, Dassy, Heuschen), была одной из лучших фирм-производительниц дешевых револьверов.
Именно ей принадлежало название «паппи», которое впоследствии неоднократно использовалось другими производителями.
Galand Velo-Dog
Опубликовано admin в Вс, 02/08/2009 – 18:13
Револьвер Galand Velo-Dog
Тактико-технические характеристики Galand Velo-Dog: Калибр, мм – 5.5 Velo-Dog Длина, мм – 132 Длина ствола, мм – 47 Вес без патронов, гр – 300 Емкость барабана – 5
В 1894 году французский оружейник Шарль Франсуа Галан (Charles Francois Galand), разработал карманный револьвер со скрытым курком, получивший название Velo-Dog.
Этот револьвер — представлял собой конструкцию с открытой рамкой, несколько напоминающую модель «Le Novo», но снабженную обычного типа спусковым крючком с предохранительной скобой и неподвижной рукояткой.
Считается, что этот револьвер Галана предназначался для защиты велосипедистов от собак, что и было отражено в названии оружия – Velo-Dog («Velocipede» – велосипед и «Dog» – собака), и почти сразу стали использоваться, как удобное средство личной обороны. Особо полюбили их женщины, которые нашли оружие по руке. Мужчины уважали это оружие за то, что его можно было спрятать в жилетке. Револьверы легко извлекались из карманов любой одежды, кроме того для ношения этих миниатюрных револьверов шились специальные кобуры в виде кошелька.
Galand Tue Tue
Опубликовано admin в Вс, 02/08/2009 – 17:58
Револьвер Galand Tue Tue
Тактико-технические характеристики Galand Tue Tue: Калибр, мм – 8×24 R Длина, мм – 145 Длина ствола, мм – 50 Вес без патронов, гр – 320 Емкость барабана – 5
В 1893 году французский оружейник Шарль Франсуа Галан (Charles Francois Galand), создал карманный 8-мм револьвер со скрытым курком, получивший название Tue Tue.
Специально для этого револьвера был разработан и новый патрон 8×24 R внешне очень похожий на патрон 8×27 R Lebel. Позже револьвер Tue Tue был модифицирован для использования патронов .32 S&W и 7.65 Browning.
Конструктивно Tue Tue состоял из трех основных частей – рамки, барабана и ствольного блока. Револьвер производился в двух вариантах: с вынимающимся вперед или опускающимся вниз ствольным блоком.
Гладкоствольный револьвер «Дог-1»
В создании «служебного» оружия в начале 1990-х гг. выявились два основных пути — «ослабление» имеющихся «боевых» образцов и специальное создание образцов с заведомо низкими параметрами. Примером второго направления может служить гладкоствольный револьвер «Дог-1». Разработан он в Ижевском государственном техническом университете совместно с предприятием «ТИНТА», производство организовал машиностроительный в г. Вятские Поляны. Но даже при столь солидных именах эта «гладко-короткостволка» оказалась, пожалуй, наиболее странным среди отечественных револьверов 1990-х, в котором главную роль сыграли дешевизна производства и «небоевой» характер.
Для «Дог-1» также был выбран калибр 12,5 мм и патрон на основе гильзы 32-го калибра, только укороченной почти вдвое. Соответственно снижена мощность и само оружие сделано «короткобойным». Использован капсюль-воспламенитель КВ-26. Из нескольких вариантов патрона по типу снаряжения основным — и единственно вошедшим в Государственный кадастр — считается патрон с круглой свинцовой пулей массой 12 г с биметаллической оболочкой. Пуля фиксируется в гильзе полиэтиленовым пыжом и кернением. При стрельбе из «Дог-1» пуля сохраняет убойное действие на дальностях до 20 м.
12,5-мм револьвер «Дог-1» и снятый барабан с патронами
Ствол — цилиндрической сверловки, но в дульной части сделаны три канавки, напоминающие не то сверловку «парадокс», не то ложные нарезы, каковыми в начале века снабжали дешевые револьверы некоторые производители. Основное назначение канавок — оставить на пуле характерный «отпечаток». Это облегчает экспертам идентификацию оружия по пуле, но вряд ли полезно для баллистики. Барабан удерживается в рамке осью-шомполом. Для разборки необходимо вынуть его, затем сам барабан. Стреляные гильзы выбиваются шомполом. Такая система удешевляет производство, но перезаряжание становится довольно неудобным.
Дизайн револьвера подчинен стремлению сделать максимально простое и дешевое оружие. Цельная рамка — сборная на винтах. Револьвер внешне производит впечатление грубо выполненной поделки, что заставляет усомниться и в заявленной меткости. Можно было бы компенсировать недостаточную меткость применением дробового снаряда, но мелкая дробь при 32-м калибре и слабом заряде пороха даст не больший эффект, чем соль, каковой пользовались раньше сторожа, или песок в патронах, применявшихся в старых «велодогах». По весу и размерам «Дог-1» никак не отнесешь к карманным, поэтому обилие выступающих деталей терпимо. А вот упрощенная форма рукоятки вряд ли делает его удобным. Имелся, правда, вариант с увеличенной деревянной рукояткой. Рукоятка посажена довольно низко относительно оси канала ствола.
Схема устройства гладкоствольного револьвера — рисунок из патента
«Дог-1» можно назвать порождением статьи 4-й Закона об оружии образца 1993 г. Популярности «Дог-1» не снискал.
Тактико-технические характеристики «Дог-1»
- Калибр — 12,5 мм
- Патрон — 12,5x35R
- Масса оружия без патронов — 0,7 кг
- Масса оружия со снаряженным барабаном — 0,9 кг
- Длина оружия — 212 мм
- Длина ствола — 90 мм
- Высота оружия — 140 мм
- Ширина оружия — 46 мм
- Начальная скорость пули — 190 м/с
- Дульная энергия стальной пули — 216,5 Дж
- Емкость барабана — 5 патронов
Поделиться ссылкой
Galand Le Novo
Опубликовано admin в Вс, 02/08/2009 – 17:48
Револьвер Galand Novo / Galand Le Novo
Тактико-технические характеристики Galand Novo / Galand Le Novo: Калибр, мм – 6.35 auto / 5 mm Novo Длина в походном положении, мм – 90 Длина в боевом положении, мм – 110 Длина ствола, мм – 30 Вес без патронов, гр – 160 Емкость барабана – 5 (6.35 auto) / 6 (5 mm Novo)
В 1905 году французский оружейник Шарль Франсуа Галан (Charles Francois Galand), работавший во Франции и Бельгии, предложил новый карманный складной револьвер.
Выпускался этот револьвер в двух вариантах, отличавшихся между собой только калибром, емкостью барабана и названием:
- револьвер «Novo» использовал патрон калибра 6.35 мм и барабан емкостью на 5 патронов.
- револьвер «Le Novo» использовал патрон калибра 5 мм и барабан емкостью на 6 патронов.
Револьвер Charter Arms Bull dog (Bulldog), Undercover, Off Duty и Mag Pug (США)
Револьвер Charter Arms Undercover раннего выпуска, .38 Special
Револьвер Charter Arms Undercover современного выпуска, .38 Special
Револьвер Charter Arms Undercover со встроенным лазерным прицелом Crimson Trace «Lasergrips»
Револьвер Charter Arms Undercoverette .32 HR Magnum
Револьвер Charter Arms Mag Pug .357 Magnum
Револьвер Charter Arms Off Duty .38 Special
Револьвер Charter Arms Bull dog (Bulldog) в заводской камуфляжной окраске.44 Special
Bull Dog | Mag Pug | Undercover | |
УСМ | Двойного / одинарного действия | ||
Калибр (используемые боеприпасы) | .44 Special | .357 Magnum | .38 Special |
Вес | 595 г | 652 г | 454 г 340 гLite model |
Длина | |||
Длина ствола | 64 мм | 56 мм | 51 мм |
Емкость | 5 патронов | 5 патронов | 5 патронов |
Револьверы под маркой Charter Arms выпускаются в США с 1964 года по настоящее время, при этом компания-производитель несколько раз меняла свое название и владельцев (в период с 2000 по 2007 года револьверы маркировались “Charter 2000”). Первой и самой успешной моделью этой компании стал 5-зарядный револьвер «Undercover», имеющий простую и надежную конструкцию, небольшой вес и компактные размеры, что делает его хорошим вариантом оружия самообороны для постоянного скрытого ношения. Дополнительную привлекательность револьверам Charter Arms придает умеренная цена. Со временем семейство револьверов Charter Arms разрослось как в сторону увеличения, так и уменьшения калибра. «Крупнокалиберные» варианты включают в себя 5-зарядные короткоствольные револьверы “Bull Dog” (Bulldog) под патрон .44 Special, “Bulldog Pug” и “Mag Pug” под .357 Magnum, а также новый “Pit-bull” под пистолетный патрон .40SW. Варианты меньшего калибра включают в себя револьвер “Pathfinder” под малокалиберный патрон кольцевого воспламенения и “Undercoverette” под патрон .32 HR Magnum. Кроме того, выпускаются облегченные варианты с алюминиевой рамкой и укороченной рукояткой, а также «левосторонний» револьвер “Southpaw”, представляющий из себя зеркальное отражение конструкции револьвера Undercover Lite, рассчитанный на стрелков – левшей. Единственным 6-зарядным револьвером в линейке Charter Arms является модель “Police Undercover” под патрон .38 Special.
Револьверы Charter Arms в базовом варианте построены на стальной рамке с отъемным (из соображений технологичности) модулем рукоятки и спусковой скобы. Ударно-спусковой механизм самовзводный, двойного действия, с открытым курком и смонтированным в рамке отдельным ударником. Барабан обычно пятизарядный, откидной влево. Защелка барабана смонтирована позади барабана на левой стороне рамки. Прицельные приспособления фиксированные, нерегулируемые. Для большинства вариантов револьверов есть варианты со встроенным в рукоятку лазерным прицелом фирмы Crimson Trace. Еще одним отличительным признаком револьверов Charter Arms является широкий выбор цветов внешней отделки. Помимо традиционных для оружия черного и неокрашенного стального цветов предлагаются различные оттенки розового, синего цвета и другие варианты окраски рамки, в значительной мере рассчитанные на женскую часть покупательской аудитории.
Galand Mle.1868
Опубликовано admin в Вс, 02/08/2009 – 17:40
Револьвер Galand Mle.1868 / Galand Sommerville / Galand Perrin
Тактико-технические характеристики Galand Mle.1868: Калибр, мм – 11.5х15.5 Длина, мм – 254 Длина ствола, мм – 127 Вес без патронов, гр – 1000 Емкость барабана – 6
В 1868 году известный французский оружейник Шарль Франсуа Галан (Charles François Galand) вместе со своим английским компаньоном А. Соммервиллем (A. Sommerville) получил патент на разработанный ими оригинальный механизм извлечения стреляных гильз из револьвера.
В данной конструкции извлечение гильз производилось при помощи укрепленного под стволом и рамкой револьвера рычага, который являлся частью предохранительной скобы. При опускании этого рычага вниз ствол и барабан сдвигались внутри рамки вперед. Почти сразу после начала движения звездчатый экстрактор, помешенный в заднем торце барабана, стопорился, в то время как сам барабан продолжал поступательное движение, и стреляные гильзы, будучи извлеченными из камор барабана экстрактором, просто выпадали наружу.
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 9
- следующая ›
- последняя »
Револьвер системы Нагана обр. 1895 г.
В конце XIX века Русская армия имела на вооружении 4,2-линейные (10,67 мм) револьверы Смит-Вессон трех образцов. Это было очень неплохое для своего времени оружие переломной схемы, обеспечивавшее автоматическую экстракцию стреляных гильз из барабана при перезаряжании. К недостаткам этих револьверов относили большую массу, несамовзводный ударно-спусковой механизм, при котором стрелок взводил курок вручную перед каждым выстрелом, и, главное – патроны, снаряженные дымным порохом. Безоболочечная пуля такого патрона на дальности 25 м пробивала три сосновые доски толщиной в 1 дюйм (25,4 мм), в то время как для пуль револьверных патронов с бездымным порохом и пять таких досок были не пределом. Однако главной причиной, побудившей русское Военное министерство объявить конкурс на новый армейский револьвер, был переход Русской армии на калибр стрелкового оружия в 3 линии (7,62 мм). Под патрон такого калибра в 1891 г. на вооружение была принята винтовка, логичным представлялось наличие в составе вооружения армии и револьвера такого же калибра.
Для проведения открытого конкурса на новый 7,62 мм револьвер Военное министерство в 1892 г. опубликовало тактико-технические требования, в соответствии с которыми «военный револьвер должен иметь такой бой, чтобы одной пулей на расстоянии 50 шагов останавливать лошадь. Если пуля пробивает четыре-пять дюймовых досок, сила боя тогда достаточна». Револьвер также должен был иметь массу 0,82–0,90 кг, начальная скорость пули требовалась не менее 300 м/с при хорошей точности стрельбы.
Примечательно, что в целях упрощения конструкции и снижения стоимости изготовления револьвера надлежало отказаться от автоматического экстрактирования гильз при перезаряжании и не использовать самовзводный ударно-спусковой механизм, ибо он «вредно влияет на меткость». Подлинной же причиной этих требований, снижающих практическую скорострельность револьвера и заведомо ставящих русских воинов в худшее по сравнению с другими европейскими армиями условия, было стремление сократить расход боеприпасов.
По итогам конкурса лучшим был признан несамовзводный револьвер конструкции бельгийского оружейника Леона Нагана, однако в ходе проводившихся войсковых испытаний в кавалерийской и артиллерийской офицерских школах было выражено мнение, что револьвер все же должен быть самовзводным, как это было принято во всех европейских армиях.
Указ о принятии револьвера на вооружение Русской армии был подписан императором Николаем II 13 мая 1895 г. При этом мнение офицеров было учтено следующим образом: револьвер выпускать с самовзводным ударно-спусковым механизмом для офицеров, а с несамовзводным ударно-спусковым механизмом – для нижних чинов, которые во время боя якобы хуже контролируют свои действия и склонны впустую расходовать боеприпасы.
На вооружение Красной армии был принят только самовзводный вариант револьвера.
В конструкции револьвера было достигнуто весьма удачное сочетание высокой огневой мощи с достаточной меткостью, небольшой массы и приемлемых габаритов с простотой устройства, безотказностью и высокой технологичностью в массовом производстве. Принципиальная конструктивная особенность револьвера системы Нагана состоит в том, что в момент выстрела барабан с очередным патроном не только точно выставляется против пульного входа ствола, но и жестко сцепляется с ним, образуя единое целое. Это позволило почти полностью исключить прорыв пороховых газов в зазор между стволом и передней частью барабана. В результате кучность боя стала выше, чем у револьверов других систем.
Для снаряжения 7-зарядного барабана патронами на правой стороне рамки расположено специальное окно. Патроны вкладываются поштучно при появлении в просвете окна очередной зарядной каморы. Для экстракции стреляных гильз, производимой через это же окно, используется поворотный шомпол. Таким образом, именно эта схема заряжания-разряжания револьвера определила основной недостаток револьвера системы Нагана – длительный процесс перезаряжания оружия в условиях огневого контакта с противником.
Стрельба из револьвера ведется 7,62 мм патронами, состоящими из латунной цилиндрической фланцевой гильзы длиной 38,7 мм с капсюлем типа «бердан», заряда дымного или бездымного пороха и пули весом 7 г и длиной 16,5 мм с мельхиоровой оболочкой и свинцово-сурьмяным сердечником. Ее ведущая часть выполнена конической, с диаметром спереди 7,77 мм и 7,82 мм сзади. Для повышения останавливающего действия пуля имеет площадку на вершинке диаметром около 4 мм. Пуля целиком утоплена в гильзе, причем площадка находится на 1,25–2,5 мм ниже верхнего обреза гильзы. Заряд состоял из дымного бурого ружейного пороха или бездымного пороха марки «Р» (револьверный), массой 0,54–0,89 г в зависимости от партии. При максимальном давлении 1085 кг/см 2 пуля приобретала в канале ствола револьвера скорость 265–285 м/с.
Следует отметить, что сравнительно небольшой пороховой заряд делает патрон чувствительным к перепадам температуры. Так, в сильный мороз начальная скорость пули падает до 220 м/с, что делает неэффективной стрельбу по противнику в теплой зимней одежде (тулупе или полушубке).
Для прицеливания при стрельбе используются прорезь на рамке револьвера и отъемная мушка. Последняя имеет лапки, которыми плотно вдвигается в паз основания мушки на стволе. В ходе производства форму мушки неоднократно меняли. Вначале она была полукруглой, затем ей придали более простую в технологическом плане прямоугольную форму. Однако впоследствии от нее вынуждены были отказаться и вернуться к прежней форме мушки, но с «усеченной» верхней частью, более удобной для прицеливания.
Наряду с самовзводным и несамовзводным вариантами револьвера обр. 1895 г. известны также следующие его модификации:
- револьвер-карабин для корпуса пограничной стражи, отличается удлиненным до 300 мм стволом и неотъемным деревянным прикладом;
- командирский револьвер, выпускавшийся с 1927 г. для вооружения
- оперативного состава войск ОГПУ и НКВД, отличается укороченным до 85 мм стволом и рукояткой меньших размеров;
- револьвер для бесшумной и беспламенной стрельбы, оснащенный глушителем БРАМИТ (братьев Митиных);
- учебно-тренировочный револьвер системы Нагана-Смирновского под 5,6 мм патрон кольцевого воспламенения, выпускался в 1930-х г.;
- спортивный револьвер, разработанный в 1953 г. конструкторами предприятия ЦКИБ СОО под новый 7,62×38 мм целевой патрон «В-1»;
- спортивные целевые револьверы ТОЗ-36 и ТОЗ-49, выпускавшиеся в 1960–1970-х гг. Эти револьверы имеют несамовзводный ударно-спусковой механизм, усовершенствованные прицельные приспособления и ортопедическую рукоятку;
- револьвер Р.1 «Наганыч» в вариантах для стрельбы газовыми или травматическими патронами, выпускается Ижевским машиностроительным заводом с 2004 г.
Всего за 45 лет (с 1900 по 1945 г.) русские воины получили более 2 600 000 револьверов системы Нагана обр. 1895 г.
История[править]
Французский оружейник Шарль Франсуа Галану, работавший в Льеже и Париже внес заметный вклад в развитие револьверов. В 1872 году он запатентовал ударно-спусковой механизм двойного действия, который широко использовался в последствии во всем мире, в частности фирмами Вебли в Англии и Кольт в США. Галан изменил конструкцию Адамса с двумя пружинами на УСМ собственной системы с одной V-образной пружиной. В результате увеличилось усилие спускового крючка и длина его хода, однако система Галана превосходила более ранние конструкции по надежности на порядок. До 1872-го год а основной системой самовзводного УСМ были системы Лефоше, Адамса, Трентера и Веблея Адамса. Все они подразумевали наличие отдельной пружины возвращающей спуск в исходное положение после выстрела.
Это была самая проблематичная деталь всех этих револьверов – пружинка очень компактная, но при этом довольно тугая. Её ресурс вырабатывается очень быстро, даже современные реплики имеют недостаточный ресурс. Патент Галана 1872-го год а состоял в том, что вместо одноперой (или двуперой как Адама и Веблея) пружины используется V-образная длинное перо которой воздействует на курок, а короткое – на спуск. Та же система использована в Нагане и во многих других системах. Именно Галан является создателем револьвера Велодог, впервые выпущенного в 1894 году. Однако как таковой, класс карманных револьверчиков был очень популярен еще с 1850-х гг., после появления патронов .22 RF и 7-мм Лефоше. Правда в Европе и Америке эволюция шла разными путями – в Европе правили самовзводные типа Лефоше, а в штатах – несамовзводные, такие как Кольт Нью Лайн и Ремингтон Ирокез. Дополнительный всплеск популярности пришелся именно на велодоги и именно в связи с их УСМ, который в отличии от УСМ бульдогов, отличался надежностью. Почти сразу же это оружие стало пользоваться огромной популярностью, а вскоре начали копироваться оружейными фирмами по всей Европе, так как имело наилучшее в то время сочетание компактности и приемлемой стоимости. Кроме того велодоги имели обтекаемую форму, за счет чего револьвер беспрепятственно извлекался из кармана жилетки или брюк. В период с 1894 по 1914 гг. револьверы Велодог выпускались бельгийскими и французскими производителями, а в 1910-1925 гг. это оружие начали изготавливать в больших количествах многочисленные испанские частные фирмы и небольшие мастерские. Кроме того, их выпускали в Германии, Англии и Италии. Самым лучшим качеством изготовления и обработки поверхностей обладали бельгийские револьверы. Качество же испанских изделий, как правило, про сто копирующих более ранние конструкции, в основном уступало своим прототипам. В револьверах Велодог используются патроны центрального воспламенения 5,75-мм Велодог (5,75×30 R Velodog), снаряжавшийся бездымным порохом и оболочечной пулей. Данный патрон имел так же следующие обозначения: 5,5mm Velodog; 5,75mm Velodog; 5,8mm Velodog; 6mm Velodog. Он снаряжался оболочечной пулей массой 2,9 г. и бездымным порохом. При двухдюймовом стволе (51-мм) начальная скорость пули составляла от 200 до 230 м/c, что примерно соответствовало малокалиберному патрону .22 Long.
Используемые боеприпасы
Патроны 12, 5х35 мм R собраны в укороченной до 35 мм металлической ружейной гильзе 32-го калибра под пистолетный капсюль
.
- штатный пулевой патрон ПП 5.000
, снаряженный оболочечной пулей массой 13, 7 граммов со свинцовым сердечником, начальной скоростью пули 190 м/с и дульной энергией 247 Дж был сертифицирован в качестве боеприпаса к служебному оружию и серийно производился на Тульском патронном заводе [10]. Пуля удерживается в гильзе полиэтиленовым пыжом и дополнительно зафиксирована кернением, что исключает её извлечение и переснаряжение боеприпасов криминальными элементами.
В справочной литературе встречаются упоминания, что первоначально патроны 12, 5х35 мм планировалось выпускать в нескольких вариантах снаряжения, в том числе
:
- пулевой патрон, снаряженный свинцовой сферической пулей массой 12 граммов с начальной скоростью пули 230 м/с и дульной энергией 220 Дж;
- травматический патрон, снаряженный пластмассовой травматической пулей[11];
- сигнальный патрон[12][11] — выпущен в небольшом количестве;
- газовый патрон[12] — выпущен в небольшом количестве;
- холостой (шумовой) патрон — выпущен в небольшом количестве[12].
Маленькие, да удаленькие
Хотя калибр нового револьвера был очень мал — всего 5,75 миллиметра, он тем не менее стрелял оболочечнои пулей (то есть имевшей медную цельнометаллическую оболочку), вследствие чего она обладала значительным пробивным действием. Гильза была довольно длинной и содержала заряд бездымного пороха. При стволе длиной 30 миллиметров начальная скорость пули составляла 183 метра в секунду, что было очень хорошим показателем. В барабанах было, как правило, пять камор, благодаря чему велодоги и получили свой характерный дизайн — их барабан за габариты револьвера выступал незначительно
Ещё одной важной особенностью и отличительной чертой ве-лодога был складной спусковой крючок, поэтому скоба вокруг него отсутствовала. Он мог свободно откидывался в сторону ствола и совсем не мешал извлекать револьвер из кармана
Длина спускового крючка была больше, чем у других револьверов, то есть это был «хороший рычаг», способный без особого усилия и курок в момент выстрела взвести, и барабан провернуть, что для такого оружия, действующего на близком расстоянии, было очень важно. Классические велодоги имели скрытый курок и могли стрелять только самовзводом. Сделано это было и ради компактности самого оружия, и для того, чтобы оно ни при каких обстоятельствах не смогло бы зацепиться за одежду или подкладку дамской сумочки. Единственное, что было неудобно, — перезаряжать револьвер при помощи специального шомпола. Требовалось все пять стреляных гильз поочерёдно вытолкнуть шомполом из барабана и так же поочерёдно вставить в него новые патроны. Но для гражданского оружия это было вполне приемлемо. Сочетание монолитной рамки револьвера со скрытым курком, отсутствие спусковой скобы и наличие длинного, но не слишком «толстого» барабана не только придавали велодогам оригинальный и элегантный внешний вид, но и позволяли носить их с удобством, чем другие револьверы в то время похвастаться не могли. Поэтому их полюбили не только велосипедисты, но и те, кто никогда на велосипедах не ездил, но считал, что ему нужно «оружие на всякий случай». Ну а производители велодогов старались удовлетворить запросы потребителей всеми доступными для них способами. Появились никелированные револьверы, вороненые, украшенные гравировкой и насечкой, с рукоятками, отделанными перламутром и слоновой костью. Носили эти миниатюрные револьверы в специально сшитых кобурах из ткани, нередко весьма напоминавших портмоне, либо из тонкой кожи с тканевой подкладкой. Кроме того, мужчины их могли носить просто в карманах жилетов, а женщины — в своих сумочках.
Револьверы Велодог
Револьверы Велодог
К концу XIX века появились и быстро получили широкое распространение карманные револьверы, объединенные общим названием Велодог. Такое оружие изначально предназначалось для защиты велосипедистов от собак. Проблема была действительно серьезной, настолько, что вызвала появление целого класса револьверов. Однако собаки постепенно привыкали к этому новому средству передвижения и со временем карманные револьверы стали использоваться как оружие самообороны, да и просто для развлекательной стрельбы.
Карманные револьверы Велодог обязаны своему появлению французскому оружейнику Шарлю Франсуа Галану, работавшему в Льеже и Париже. Этот талантливый конструктор внес заметный вклад в развитие револьверов. В 1872 году он запатентовал ударно-спусковой механизм двойного действия, который широко использовался впоследствии во всем мире, в частности фирмами Вебли в Англии и Кольт в США. Галан изменил конструкцию Адамса с двумя пружинами на УСМ собственной системы с одной V-образной пружиной. В результате увеличилось усилие спускового крючка и длина его хода, однако система Галана превосходила более ранние конструкции по надежности на порядок. До 1872-го года основной системой самовзводного УСМ были системы Лефоше, Адамса, Трентера и Веблея-Адамса. Все они подразумевали наличие отдельной пружины возвращающей спуск в исходное положение после выстрела.
Велодог испанского производства. По обозначению калибра на раме, в данном случае, однозначно определить используемый патрон невозможно. Им может быть 5,75mm Velodog, носивший также наименование 6mm Velodog, либо патрон 6 mm Longue Portee.
Это была самая проблематичная деталь всех этих револьверов – пружинка очень компактная, но при этом довольно тугая. Ее ресурс вырабатывается очень быстро, даже современные реплики имеют недостаточный ресурс. Патент Галана 1872-го года состоял в том, что вместо одноперой (или двуперой как Адама и Веблея) пружины используется V-образная длинное перо которой воздействует на курок, а короткое – на спуск. Та же система использована в Нагане и во многих других системах. Именно Галан является создателем револьвера Велодог, впервые выпущенного в 1894 году. Однако как таковой, класс карманных револьверчиков был очень популярен еще с 1850-х гг., после появления патронов .22 RF и 7-мм Лефоше. Правда в Европе и Америке эволюция шла разными путями – в Европе правили самовзводные типа Лефоше, а в штатах – несамовзводные, такие как Кольт Нью Лайн и Ремингтон Ирокез. Дополнительный всплеск популярности пришелся именно на велодоги и именно в связи с их УСМ, который в отличии от УСМ бульдогов, отличался надежностью. Почти сразу же это оружие стало пользоваться огромной популярностью, а вскоре начали копироваться оружейными фирмами по всей Европе, так как имело наилучшее в то время сочетание компактности и приемлемой стоимости. Кроме того велодоги имели обтекаемую форму, за счет чего револьвер беспрепятственно извлекался из кармана жилетки или брюк.
В период с 1894 по 1914 гг. револьверы Велодог выпускались бельгийскими и французскими производителями, а в 1910-1925 гг. это оружие начали изготавливать в больших количествах многочисленные испанские частные фирмы и небольшие мастерские. Кроме того, их выпускали в Германии, Англии и Италии. Самым лучшим качеством изготовления и обработки поверхностей обладали бельгийские револьверы. Качество же испанских изделий, как правило, просто копирующих более ранние конструкции, в основном уступало своим прототипам. В револьверах Велодог используются патроны центрального воспламенения 5,75-мм Велодог (5,75×30 R Velodog), снаряжавшийся бездымным порохом и оболочечной пулей. Данный патрон имел так же следующие обозначения: 5,5mm Velodog; 5,75mm Velodog; 5,8mm Velodog; 6mm Velodog. Он снаряжался оболочечной пулей массой 2,9 г. и бездымным порохом. При двухдюймовом стволе (51-мм) начальная скорость пули составляла от 200 до 230 м/c, что примерно соответствовало малокалиберному патрону .22 Long.
В револьверах Велодог используются патроны центрального воспламенения 5,75-мм Велодог (5,75×30 R Velodog), снаряжавшийся бездымным порохом и оболочечной пулей. На фото патрон 5,75×30 R Velodog в сравнении с .22 LR (5,6×15).
Такие патроны имели длинные гильзы, а барабаны этих миниатюрных револьверов, как правило, имели пять камор. Благодаря этому сочетанию велодоги получили свой характерный дизайн. Револьверы данного типа могли также выпускаться под патрон 6-мм Лонг Поти (6 mm Longue Portee) кругового воспламенения, с безоболочечной пулей. Одним из основных внешних отличительных признаков, при помощи которых можно определить, относится ли данный экземпляр к револьверам Велодог или же Бульдог, можно по наличию оси стопора спускового крючка. Револьверы Бульдог оснащались стопором спуска, не позволявшим спусковому крючку проворачиваться назад дальше, чем необходимо, и помогающим возвращать назад курок после выстрела. Классическая конструкция револьверов Велодог включает V-образную боевую пружину, действующую одним плечом на курок, а другим на спуск. Стопор спуска, как отдельная деталь, велодогам не требуется. Таким образом, револьверы Велодог имеют только две оси -спускового крючка и курка, а в револьверах Бульдог есть еще и ось стопора спуска.
Вообще, вопрос о том, где проходит граница между револьверами Велодог и Бульдог обсуждался уже многократно. Признаки револьверов Бульдог:
Патрон центрального боя калибра 6,35-мм Браунинг, 7,65-мм Браунинг, .320 CB, .380 CB, .44 Веблей, .44 Бульдог, .450 CB; Поочередная экстракция гильз шомполом убирающимся в ось барабана; Самовзводный УСМ адамсовского, трентеровского или веблеевского типа. Признаки револьверов Велодог: Патрон кругового воспламенения .22 LR, .22 Францез, .22 Extra Long и .22 WRF (Фирма Франкотт выпускала для американского рынка велодоги в этих калибрах) или патрон центрального боя калибра 5,7-мм Велодог, 6mm CB, 6,35мм Браунинг и 7,65мм Браунинг; УСМ с V-образной пружиной галановского типа. В отдельные классы были выделены: Револьверы Паппи калибра .22 Long и .22 Short с УСМ обоих типов; Револьверы с одновременной экстракцией гильз (переломки, откидывающиеся барабаны и т.д.) и револьверы с экстракцией при снятом барабане; Револьверы типа «Полицейский», «Констебль» и т.д. – по сути потомки Веблей РИК, но с более совершенным УСМ адамсовского типа который стоит на 95% бульдогов; Револьверы смешанных типов и конструкций. УСМ 95% бульдогов вне зависимости от калибра, наличия складного спуска и даты производства -УСМ с отдельной возвратной пружиной. А вот 100% всех замеченных велодогов, в том числе и под пистолетные патроны калибров 6,35-мм и 7,65мм имеют УСМ с V-образной пружиной, нижнее перо которой играет роль возвратной пружины спуска.
Многие револьверы Велодог выпускались с открыто расположенными курками. Изображенный на фото бельгийский Велодог калибра 5,75-мм с нескладным спусковым крючком, оснащен флажковым предохранителем, рычаг которого расположен на курке. Подобные предохранители могли отличаться по исполнению, но лучшей считается конструкция, в которой помимо блокирования курка осуществляется и разобщение его со спусковым крючком.
Бельгийский Велодог с некачественным новым никелированием, новодельными щечками рукоятки и отсутствующим шомполом. Кобура так же новодел. Такое положение вещей в настоящее время, к сожалению, является доминирующим на рынке антикварного оружия.
Еще одной важной особенностью и отличительной чертой велодогов был складной спусковой крючок. Причем у складного спуска велодогов есть одна интересная особенность… Следствием использования V-образной пружины УСМ стало усилие самовзвода, зачастую в несколько раз больше, чем у бульдогов с плоской боевой пружиной. И при абстрактной длине рукояти выжать спуск одним пальцем становится задачей нетривиальной. Поэтому у очень многих велодогов спуск прямой и очень длинный – рассчитанный на нажатие двумя пальцами при упоре рукояти в ладонь. Способы удаления стреляных гильз различны, но главным образом это было поочередное экстрактирование с помощью шомпола Адамса, убирающегося в ось барабана.
Убираемый в ось барабана шомпол традиционно делят на два типа Адамсовский (английский) и Нагановский (бельгийский). Первый с кронштейном шомпола крепящимся к рамке винтовым соединением или винтом называется так потому, что получил распространение после появления на револьверах Адамс, хотя впервые появился еще на револьверах Лефоше. У второго осью кронштейна шомпола является ствол. Он появился на револьверах Нагана. Классические велодоги имеют скрытый курок и, соответственно, могли стрелять только самовзводом. Это делалось в целях как компактности самого оружия, так и недопущения опасности зацепления спицы курка за одежду при извлечении револьвера. Некоторые модели со скрытым курком снабжались управляемым вручную флажковым предохранителем, небольшой рычаг которого размещался на затыльнике рамки. Такой предохранитель, во включенном положении, блокировал курок. Сочетание монолитной рамы со скрытым курком, отсутствие спусковой скобы и длинного барабана, придавало велодогам не только оригинальный, элегантный внешний вид, но и позволяло носить револьвер незаметно и удобно.
На рамке этого бельгийского револьвера Бульдог хорошо видны третий винт (ось стопора спуска) и сам стопор. Этот револьвер имеет некоторые отличительные признаки Велодогов – используемый патрон 5,75mm Velodog и складывающийся спусковой крючок.
Еще один испанский Велодог, изготовленный, предположительно, в 1925 г. Клеймо MAB на левой стороне рамки здесь не имеет ничего общего с французской фирмой Manufacture d’Armes Automatiques de Bayonne, никогда не выпускавшей револьверы Велодог. Испансике Велодоги с таким клеймом изготавливал Martin Anton Bascaran из города Эйбар, ставивший клеймо MAB как свой товарный знак. Оружие не отличается качеством изготовления и обработки поверхностей. Этот револьвер использует популярные патроны 6,35mm Browning и оснащен предохранителем, блокирующим курок.
Вопреки распространенному мнению, складной спусковой крючок вполне удобно открывался одним движением указательного пальца. Однако, многие модели велодогов производители начали оснащать нескладными спусковыми крючками. Большинство велодогов не имело спусковой скобы, предохранявшей от случайного выстрела. Конечно же, носить такое оружие было менее безопасно, чем более крупные револьверы Бульдог, у большинства из которых спусковая скоба присутствовала. Это обстоятельство, опять же, послужило причиной введения в конструкцию некоторых образцов велодогов спусковой скобы. Револьверы Велодог выпускались и с открытыми курками. Ряд таких моделей в целях повышения безопасности в обращении даже снабжали флажковыми предохранителями, рычаги которых были размещены непосредственно на курке. Конструкция таких предохранителей могла различаться. К примеру, были системы, где предохранитель не только блокировал курок, упираясь в рамку, но и разобщал его со спусковым крючком.
Впоследствии многие велодоги делались шестизарядными. А некоторые варианты получили барабан емкостью десять патронов. Выпускались даже двуствольные системы. Отдельные модели имели переломную рамку, по образцу ранних револьверов Смит-Вессон, или откидывающийся вбок барабан, как у современных револьверов. С появлением карманного пистолета Браунинга модели 1906 года и все возрастающей моды на компактные самозарядные пистолеты, некоторые модели велодогов получили новый дизайн. Он подражал внешнему виду пользующихся большим спросом самозарядных пистолетов вообще, и пистолетов Браунинга в частности. Такой тип велодогов, отличавшиеся характерной увеличенной верхней тыльной частью рамки, стали называть «фасон Браунинг». Кроме того, револьверы Велодог с типичными отличительными признаками по своей конструкции могли изготавливаться под другие патроны, не свойственные револьверами данного класса. Они выпускались и под такие, достаточно популярные патроны, как .22LR (5,6×15 R), 6,35mm Browning (6,35×16 SR) и 7,65mm Browning (7,65×17 SR). Велодоги производились в разных вариантах исполнения, с различными способами обработки поверхностей. Изготавливались как вороненые, так и никелированные варианты, а так же могли украшаться гравировкой и перламутровыми щечками рукоятки.
На данном фото один из револьверов Велодог, получивших наименование «фасон Браунинг». Он имеет характерную форму для револьверов данного типа, отличающуюся увеличенной верхней частью рамки и даже выемками по бокам в районе ствола, как в передней части затвора пистолета FN Browning model 1900. Это испанская подделка под продукцию французской фирмы Manufacture Frangaise d’Armes et Cycles de Saint Etienne, предположительно изготовленная в 1915-1920 гг. Клейма выполнены с ошибками, включая «бельгийские» инспекторское, не ставившиеся после 1901 года. Данный экземпляр выполнен под патрон 6,35mm Browning.
Довольно скоро, в результате вышеназванных изменений в конструкции, подражаний и копирований, револьверы Велодог начали терять свою индивидуальность за счет приобретения черт других классов револьверов. Однако классические велодоги оставались достаточно популярным оружием скрытого ношения даже в период моды на самозарядные пистолеты. Это объясняется в том числе, такими качествами, как постоянная боеготовность, если только револьвер носился не со сложенным спусковым крючком, в сочетании с безопасностью в обращении и ношении заряженного оружия. А еще меньшей стоимостью, по сравнению с пистолетами Браунинга. Револьверы типа Велодог являлись популярным оружием самообороны как у мужчин, так и у женщин, их использовали и для развлекательной стрельбы на пикниках. Носили эти миниатюрные револьверы в специально пошитых кобурах из ткани, нередко весьма напоминавших портмоне, либо из тонкой кожи с тканевой подкладкой. Кроме того, мужчины их могли носить и просто в кармане жилетки, а женщины – в дамских сумочках. Но серьезным оружием малокалиберные револьверы не являлись, так как могли гарантированно остановить противника только при попадании в голову.
В России револьверы Велодог некоторое время выпускались на Императорском Тульском оружейном заводе под наименованием Стрелец. Эти образцы использовали классические для данного класса револьверов патроны, имели как складные, так и не складные спусковые крючки, флажковые предохранители на курках, а также выпускались со скрытым курком. Экстракция гильз осуществлялась поочередно. В целом, в некоторых деталях, и внешне, они напоминали револьвер системы Нагана. После окончания Первой мировой войны спрос на велодоги практически сошел на нет по причине перенасыщенности гражданского рынка оружия модными карманными самозарядными пистолетами Браунинга калибра 6,35-мм и многочисленными их копиями, выпускавшимися в огромных количествах испанскими производителями. Сегодня револьверы Велодог являются не только коллекционным оружием, но и предметами ушедшей эпохи, времени, когда вещи делались не только на совесть, надежными и долговечными, но и просто красивыми и изящными, символами оружейной моды конца XIX века.